Глава 4. Практическое применение пророческого дара
из книги "Как развивать свое пророческое дарование" Грэм Кук
Итак, пророческое выступление начинается с того, что у нас появляется чувство озабоченности. В связи с этим очень важно, чтобы мы всегда держали наши сердца настроенными на ту же длину волны, что и Бог, дабы быть в состоянии уловить момент, когда Он внушит нам это чувство. Да избавит нас Господь от пребывания в церкви, подавляющее большинство членов которой не испытывают никакого чувства ответственности за проводимую работу. Если у нас нет ощущения, что в церкви все поровну разделяют бремя такой ответственности, это значит, что мы не выполняем намерений Божьих. Каждый член церкви должен проникнуться чувством собственной причастности к деятельности своей церкви и к жизни общества. Чувство озабоченности, которое внушает нам Бог, может касаться любой из этих проблем.
Цель пророческого выступления
Для того, чтобы начать пророчествовать, первым делом необходимо, чтобы у нас появилось это чувство озабоченности. Нам следует сначала оглядеться по сторонам в своей собственной церкви и спросить: "Господи, к кому Ты желаешь обратиться из членов моей церкви, из тех, кто живет на моей улице, из тех, с кем я ежедневно встречаюсь? Господи, внуши мне чувство озабоченности и дай мне тему, чтобы начать говорить". Сейчас я испытываю озабоченность в отношении пяти моих знакомых, и я уверен, что вскоре получу для этих людей какую-либо пророческую весть.
Когда мы начнем ощущать озабоченность, мы должны приступить к Господу с вопросами: "Кому адресовано это чувство? Что Ты хочешь для него сделать? Какие намерения относительно этого человека Ты хочешь осуществить? Каковы Твои цели? Подобные вопросы играют важную роль в обустройстве церковной жизни. Что мы делаем и зачем? Таковы два наиважнейших вопроса, которыми нам следует задаться у себя в церкви. Зачастую именно неспособность задаться этими вопросами и обуславливает застой в работе вследствие отсутствия ясно очерченной цели и направления деятельности. Во всех церквах каждые два года следовало бы производить радикальную перепроверку всего, что в ней делается. Откровение, полученное в прошлом году, может не годиться для года наступающего.
Что касается пророческих выступлений, то. тут мы должны задавать Богу вопросы, чтобы обрести чувство цели. Очень важно развивать у себя понимание Божьих намерений по отношению к людям. Зачем Он вызывает того и иного человека и желает обратиться к нему с пророчеством? Чего Он хочет достичь через посредство этого пророчества?
Именно это чувство цели помогает нам во время пророческого выступления придерживаться в своей речи ясности, конкретности и выразительности. Чувство цели помогает сосредоточиться на Божьих намерениях относительно того или иного человека. Не имея такого чувства, мы изъясняемся кое-как или перегружаем свое пророческое выступление всяческой отсебятиной. Это происходит потому, что у нас отсутствует четкое понимание Божьих намерений.
Оценка настоящего и предсказание будущего
Очень часто, приступая к пророческому выступлению, мы вначале получаем от Бога какие-то сведения, которые помогают нам проникнуть в суть того, что происходит в настоящий момент. Между оценкой настоящего и предвидением будущего есть большая разница. Иногда вначале нам посылается видение или иное сообщение, характеризующее того или иного человека, или то, или иное событие в явно негативном тоне. Зачастую это указывает нам на что-то, происходящее в данный момент, и помогающее нам понять суть проблемы. Вообще же почти во всяком пророческом выступлении можно выделить три этапа: получение слова знания, пророческое выступление и слово мудрости. Слово знания объясняет нам суть проблемы, в собственном пророческом выступлении мы излагаем Божье мнение по данному поводу, а слово мудрости указывает, каким образом мы можем откликнуться на Божье обращение к нам.
Потому вначале мы зачастую получаем не пророческое послание, а слово знания. Бог дает нам сведения о том или ином человеке, о его жизни и о его положении в данный момент. Бог как бы говорит: "Вот что происходит в настоящий момент с этим человеком, и я хочу, чтобы ты это понял". Таким образом Бог дает нам тот фон, на котором будет происходить наше пророческое выступление.
Очень многие выдают в качестве Пророчества первое, что увидят или услышат. В таких случаях за пророчество часто выдается слово знания, которое Бог посылает нам с целью сообщить какие-то сведения. Вместо пророчества выступающий начинает излагать суть проблемы, и это, вероятно, наносит людям больше вреда, чем любые другие ошибки в пророческой деятельности. Не сообщайте о первом же, что услышите или увидите, не спешите пророчествовать. Напрасно многие считают, что им следует начинать говорить как можно скорее.
Возможно, Бог показывает нам нечто, имеющее отношение к данной ситуации или к жизни данного человека, что, по Его мнению, нам следует знать. Мы должны совершенствоваться в искусстве, отстранившись от происходящего, углубляться в собственных дух и приступать к Богу со словами: "Благодарю, Отче, я понял все, что мне надо знать об этом человеке. Теперь, в свете всего этого, что Ты хочешь ему сказать?" И то, что Он пошлет нам сказать этому человеку, может оказаться совершенно противоположным тому, что мы видим вначале, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
Слово знания, таким образом, дает нам ключи для понимания настоящего. Господь открывает нам, как обстоят дела в Данный момент. Однако собственно в пророческом слове может идти речь как о том, что Бог намеревается сделать сейчас, так и о том, что Он собирается предпринять в будущем. Это и есть предсказание будущего. Проще говоря, сначала мы получаем сведения о том, что происходит в настоящий момент, а затем пророчествуем о том, что должно случится в будущем.
Недостаточно только указать на какие-то отрицательные моменты, если мы не в состоянии дать совет, как можно изменить положение в лучшую сторону. Нам нужно задуматься над следующим: "Не является ли это первое, полученное мною слово, словом знания, дающим ключ к пониманию проблемы? И если да, то предназначается ли оно лично для меня - дабы мне ознакомиться с данной ситуацией?" Если на оба этих вопроса мы ответили утвердительно, тогда у нас, значит, имеется тот фон, на котором Бог желает явить Свою волю. Общий фон всегда определяет то, что хочет сказать Бог.
Итак, у нас есть все необходимые сведения о данном человеке или о данной ситуации, и эти сведения мы теперь должны использовать мудро, внимательно прислушиваясь к руководству Святого Духа и проявляя подлинное уважение к своим слушателям.
Очень много лет тому назад, я совершал служение в одной церкви в Уэльсе. Во время собрания церковного руководства я получил видение, касающееся одного из присутствующих. Я увидел следующую картину: этот человек наносит ножом удар в спину старшему пастору; Я попросил Господа истолковать мне это видение. Господь дал мне понять, что этот человек использует любую возможность подвергнуть критике главного пастора и подорвать его авторитет. Он на каждом шагу рассуждал о духовности и о христианских качествах, а сам мечтал лишь о собственном возвышении. Он не был служителем Божьим, ибо глубоко завидовал видному положению и популярности старшего пастора. По ходу своего рассказа я буду называть старшего пастора Дэвидом, а того, другого - Стивеном. Итак, я получил слово знания - некие сведения об имеющемся положении дел. Затем я углубился в свой дух, дабы задать Господу кое-какие вопросы: "Для чего Ты мне это показываешь?", "Что Ты хочешь, чтобы я сделал?" и т.п.
Я почувствовал внушение вывести их обоих перед собранием и поставить их спиной к спине. Я вручил Стивену ручку от швабры и попросил его представить себе, будто это меч. Затем Господь послал мне для Стивена следующее пророчество: "Господь свел вас двоих вместе. Он поставил вас спиной к спине - в боевую позицию. Вас, Стивен, Он облекает обязанностью защищать тылы Дэвида, заботиться о нем, так как сатана желает овладеть им и разрушить его жизнь, ослабить его любыми возможными средствами. Господь возлагает на вас обязанность всячески оберегать его, подвизаться за него в молитве и защищать его от нападок сатаны. Знайте, что сатана будет пытаться сокрушить Дэвида руками людей, рвущихся к власти. Господь дал ему вас, чтобы вы были его другом, оберегали его, молились за него, благословляли его и во всем ему помогали. Он хочет, чтобы вы были для него другом и братом". И тут Стивен заплакал. Все подумали, что это его реакция на ту великую честь, которую удостоил его Господь. Настоящая же причина заключалась в том, что его посетило внезапное осознание своего греха, а также того обстоятельства, что, плетя свои интриги, он оказался споспешником сатаны. Это работа Святого Духа - внушать нам осознание своей неправоты, когда мы действительно не правы. Это называется чувством вины. Чувство вины полезно, ибо оно помогает нам осознать свою неправоту и побуждает нас покаяться и прийти к Богy, прося о помощи. Чувство осуждения также помогает нам осознать свою неправоту, но оно пытается убедить нас, что нам нет больше никакой возможности обращаться к Богу за помощью. Оно склоняет нас к мысли, что Бог гневается на нас, что Он в нас разочаровался и не будет слушать наши молитвы. 1 Стивен плакал по двум причинам. Во-первых, он осознал, что вел себя неправильно и что теперь ему нужно покаяться. И во-вторых, он плакал из-за того, что Бог излил на него Свою благодать и милосердие. Вместо осуждения он получил помилование. Он понял, что своими действиями споспешествовал умыслам сатаны, но теперь твердо решил воспользоваться данной ему Господом возможности встать на Его сторону.
Все это совершилось в глубине его души, я ему ничего на этот счет не сказал. В пророческом служении очень важно, Чтобы мы исполняли только то, чего от нас потребует Господь, а все остальное возлагали на Святого Духа. Он прекрасно умеет справляться со Своими обязанностями и не нуждается в Нашей помощи. Я ни словом не обмолвился о грехе, совершенном Стивеном, а Дух Святой сам привел его к покаянию.
Это очень важно. Если мы не уразумеем принцип получения слова знания, мы можем начать пророчествовать об имеющихся в жизни данного человека проблемах и причиним ему огромный вред. Евангелие несет весть об искуплении и спасении, Потому пророк всегда должен быть добрым вестником, даже если он призывает покаяться! Бывают случаи, когда Господь не имеет другого выбора, как только провозгласить о чем-то во всеуслышание, буквально с крыш домов. Как правило, это происходит, когда человек зашел в своих грехах уже слишком далеко, так что это оказывается единственным средством его спасти, иначе он погибнет окончательно.
Обычно же к покаянию нас приводят именно благость и милосердие Божье. Увидев в видении Стивена с ножом в руке, я почувствовал побуждение задать Господу несколько вопросов. Один из них звучал так: "Отче, в чем состоит Твоя цель? Чего Ты хочешь достичь в отношении этих двоих людей?" я уверен, что Бог дал мне понять, что Он хочет исправить сложившиеся между ними отношения, чтобы эти люди приобрели одно сердце и один дух. Когда же я спросил Его, как этого достичь, Он подал мне мысль поставить их спиной к спине.
Нам не следует всегда высказываться в негативном тоне. Все зависит от цели. Если мы твердо будем помнить, что Евангелие заключается в вести искупления и спасения, это послужит для нас хорошим руководством.
Несколько позже, на тех же днях, я решил побеседовать со Стивеном, чтобы убедиться, все ли у него в порядке? Он сказал мне: "Вы даже не представляете себе, как Бог благословил меня в эти дни!" Я ощутил побуждение все ему рассказать для его же пользы. Он разразился слезами: его сокрушенный дух осознал всю глубину Божьего милосердия. Тот факт, что Господь, зная о его грехе, не выставил его напоказ, а публично оказал ему милость и благословил его, глубоко затронул его сердце.
Благодать Божья изливается на нас почти непрерывно. Иногда именно доброта и милосердие Божье сокрушают наши сердца. Нет в церкви человека, которому Бог не желал бы явить Свое великое милосердие и благость. А между тем многие христиане по разным причинам отчаиваются в Божьей благости. Некоторые опыты их общения с окружающими людьми были столь плачевны, что они пришли к выводу, будто и Бог таков же. Но Бог не человек, Он обладает совершенно иным характером.
В 1 Коринфянам 14:1-5 говорится, что цель пророчества - назидать, увещевать, утешать, наставлять, ободрять, вдохновлять людей. И главное назначение деятельности пророчествующих - это достижение всех перечисленных целей. Бог желает созидать и укреплять нас всеми возможными средствами. Он хочет ободрять нас и побуждать к добрым делам, но Он также хочет, чтобы мы знали, что Он не остается равнодушным к нашим страданиям. Поэтому Он желает доставлять нам утешение, когда мы в нем нуждаемся.
Таков наш Бог. И 90% пророчеств посвящены провозглашению этих всем известных истин. Бог любит нас. Он заботится о нас, желает нам всего самого лучшего. Он никогда не оставляет нас без Своего милосердия и верности. Его любовь бесконечна. Его благость и доброта не имеют никаких пределов. Он все о нас знает. Собственно говоря, все это нам и так известно, но иногда мы так замыкаемся на себе и своих проблемах, что теряем из виду даже эти, самые главные свойства Божьего характера, и нуждаемся в том, чтобы нам о них напомнили. Конечно, можно просто читать Писание, содержащее все эти жизненно важные истины, но иногда нам нужна и пророческая поддержка, чтобы написанное слово действительно могло дойти до нашего сознания.
Нам не следует извиняться, если, пророчествуя, мы не скажем ничего нового. Если Бог побудит нас сообщить кому-нибудь, что Он его любит, мы должны постараться сделать это самым наилучшим образом.
Способ преподнесения пророчества зависит от цели. Если цель пророчества - укрепить человека, добавить ему смелости и решительности, это должно соответственно отразиться на нашей речи. Мы будем высказываться прямо, твердо, делая ударение на Божьем всемогуществе и стараясь вдохнуть в своего слушателя уверенность и надежду.
Точно так же, если Господь желает через наше посредство сообщить кому-нибудь, что Он его любит, нам следует выдержать свою речь таким образом, чтобы донести Божью любовь до сердца своего слушателя. Наша убежденность поможет нам подобрать правильные выражения. Если мы сами, говоря о любви Божьей, убеждены в истинности своих слов, мы сумеем точно передать своему слушателю дух вверенного нам пророчества.
Пророчество говорит к нашему духу, так же как словесная речь - к нашему разуму.
Вся суть пророчества заключается в том, что мы даем Святому Духу воспламенить наш собственных дух. Что касается меня, то тот факт, что Бог меня любит, является, вероятно, самой наиважнейшей для меня истиной. Бог любит Грэма Кука - меня! Я знаю, что Бог любит меня. Каждый день я просыпаюсь с уверенностью в том, что Бог меня любит; с убеждением в том, что сегодня между мной и Господом должно произойти нечто замечательное - потому что Он любит меня, с уверенностью в том, что Бог обязательно поможет мне справиться с теми проблемами, с которыми мне в данный момент приходится иметь дело, что Бог совершит что-нибудь необычное и выдающееся и поможет мне отбить нападки сатаны и преодолеть все трудности. Почему? Потому что Бог любит меня. И не имеет значения, с какими проблемами я могу столкнуться в жизни, - я знаю, что Бог всегда будет со мною рядом. Самое худшее, что может случиться в любой ситуации, - это то, что все останется по-прежнему, но я, тем не менее, всегда буду ощущать рядом с собой присутствие Божье. И хотя мне, возможно, придется многое испытать, перетерпеть, Бог никогда, ни при каких обстоятельствах, меня не оставит. Он всегда будет рядом со мной, даже до окончания века. С другой стороны, самое лучшее, что может случиться, - это то, что Он все изменит, и все мои беспокойства и огорчения исчезнут. В худшем случае, мне придется всего лишь немного дольше жить одной верой. Но Бог будет со мной в любых испытаниях. И это прекрасно!
Как говорит один из моих добрых друзей, пророческое выступление, это - на 80% подготовка, на 20% вдохновение, на 100% пот и на 1000% беспокойство!
Не допускайте развиваться у себя негативному складу ума и склонности осуждать других
Очень важно, чтобы мы не допускали развиваться у себя негативному складу ума и склонности осуждать других людей. Если мы обнаруживаем, что нам ничего не стоит произнести в чей-то адрес резкие слова, - значит, в нашей духовной жизни не все благополучно. Если мы находим у себя склонность выступать с негативными пророчествами - значит, мы ничего не знаем о Божьей благости и милосердии.
Между идеальными представлениями и тем, что наличествует в действительности, всегда существует напряженность. Пророк, как правило, видит первое, то есть то, что должно быть в идеале: что и как Бог намеревается осуществить с нами и через нас. Пророк может нарисовать перед нами целую картину в таком роде, потому что это его работа - расширять у членов общины кругозор и осознание собственных перспектив, указывая, где и каким образом Бог желает их употребить. Руководители же любой церкви имеют дело с реальным положением вещей, и этот разрыв между идеалом и действительностью может породить в людях разочарование. Со многими пророчествующими нередко случается такое, что они, видя идеал, не имеют никакого понятия о том, что происходит в действительности. Такой пророк может явиться в какой-нибудь город, указать верующим на этот идеал - а руководители местных общин должны потом проводить этот идеал в жизнь. Я уже устал от подобного рода пророков, которые появляются, производят великий шум и потом снова исчезают! По больше части они даже не имеют представления о дальнейшей судьбе своих пророчеств.
Мы должны понять, что дар пророчества - это один из пяти служебных даров (Ефесянам 4:11), что целью деятельности пророка должно быть созидание церкви и верующих. К сожалению, многим пророкам нравится выступать в роли раздающих благословения: появиться, изречь пару-другую пророчеств, раздать нескольким верующим благословения и опять исчезнуть. Должен открыто заявить: я весьма сомневаюсь в том, что все это хорошо и правильно.
Пророк должен заниматься созидательным трудом. Если мы выступили с пророчеством в какой-то церкви, то мы обязаны затем поддерживать с этой церковью связь, чтобы в случае необходимости помочь людям своим советом. Лично я каждый год работаю с весьма ограниченным числом церквей. Я служу в них с пророчествами, а затем, в течение всех двенадцати месяцев, стараюсь помогать им своими советами и оказывать им всевозможную поддержку. Как правило, я посещаю каждую общину два или три раза - не только для того, чтобы указать ее членам на цель, которую ставит перед ними Бог, но и чтобы Реально посодействовать достижению этой цели на месте. Между идеалом и действительностью всегда существует напряженность, и я стараюсь всемерно сотрудничать с руководителями местных церквей, которым приходится иметь дело с действительными жизненными проблемами. Видеть то, что должно быть в идеале, - это одно, а добиться осуществления этого идеала - совсем другое. Вопрос состоит в том, каким образом, исходя из имеющегося положения, достичь указанного пророком идеала. Деятельность пророка будет направлена на созидание лишь тогда, когда он будет трудиться сообща с апостолами, пасторами и учителями, чтобы помочь церкви осуществить необходимые шаги на пути от имеющегося положения вещей к тому идеалу, к которому призывает нас Бог.
Как справляться с разочарованием?
Разочарование - враг пророческого служения. Оно окрашивает в негативные тона мышление человека, отрицательно влияет на его речи и внушает ему предвзятые взгляды на церковную жизнь. Если мы хотим выступать в роли Божьих представителей и исполнять свое служение на должном уровне, нам следует учиться справляться со своими разочарованиями. Наши сердца должны направлять благодать Божью, а не наше собственное раздражение и недовольство.
Если мы ощущаем себя отвергнутыми, нам следует открыть свои сердца навстречу Божьей любви. Очень многие пророчествующие чувствуют себя отвергнутыми из-за того, что их не ценят и не относятся к ним так, как они того заслуживают.
Пророков часто обвиняют в том, что они напускают на себя странный и таинственный вид, бывают излишне темпераментны и эмоциональны. Там, где люди мало осведомлены о том, кто такие на самом деле пророки и в чем заключается их служение, такое поведение считается для них типичным. Но пророкам вовсе не принадлежит первенство по части разных странностей - многие верующие, не имеющие никакого отношения к пророческому служению, зачастую ведут себя едва ли не более эксцентрично!
Пророк обязан иметь прочные личные отношения со своим любящим Господом
Пророк всегда должен быть добрым вестником, даже если он призывает покаяться. Пророческое служение должно восстанавливать в людях чувство собственного достоинства и самоуважения. Я ненавижу сатану за то, что он лишает людей всего этого. Он отнимает у нас чувство собственного достоинства и самоуважения, и поселяет в наших сердцах разочарование в самих себе. Он заставляет нас считать себя плохими, недостойными, ни на что не способными. Вот почему я считаю, что деятельность рекламных учреждений сродни бесовской - потому что они заставляют людей ощущать неудовлетворение своей жизнью. И в этом вся суть. Рекламодатели стараются заставить людей почувствовать неудовлетворенность хоть какой-то стороной своей жизни - и если им удастся достичь этой цели, то появится шанс, что люди будут покупать произведенные ими товары.
Усилия рекламодателей порождают в нас неудовлетворенность нашим образом жизни, нашей фигурой, нашей внешнос-тью, одеждой, которую мы носим, вещами, которые у нас есть. Чтобы заполнить этот вакуум, они предлагают нам свою собственную продукцию, надеясь соблазнить нас купить ее для заполнения той пустоты, которую они сами же и создали. Они спекулируют на нашей незащищенности и на потребности быть любимыми и значимыми в чьих-то глазах.
Вся стратегия сатаны базируется на тех же самых принципах. Он стремится заставить нас почувствовать неудовлетворенность собой. Он старается отвлечь нас от Бога, от церкви, от наших друзей и от любой полезной деятельности.
Если ему удастся заставить нас себя возненавидеть и вну-шить нам мысль о нашей незначительности, уже не будет иметь значения, ходим мы или нет на собрания, молимся ли или участвуем в поклонении Богу, потому что, в любом случае, за этим вскоре последует равнодушие, это проложит путь неверию, осуждению, отвращению к себе, горечи, всякого рода тревогам и страхам, страданиям и эгоизму. Все это повлечет за собой пассивное отношение к жизни и окончательно подорвет наш интерес к духовным вещам.
Цель пророческого служения - подавить возможность подобного в самом зародыше. Вот почему так важно, чтобы мы правильно понимали роль и назначение негативных пророчеств в своем служении. Да, в пророческих выступлениях должно быть место порицанию и осуждению ( мы увидим это в Главе 7), однако мы должны прочно утвердиться в благодати Божьей, прежде чем нам будет доверено выступать с негативными пророчествами. Во-первых, Святой Дух за это время преподаст нам истины о любви Божьей, о Божьей благости и милосердии. Во-вторых, Он будет побуждать нас к такого рода пророческим выступлениям, которые послужат к назиданию, ободрению и утешению народа Божьего. В 14-ой главе Первого Послания к Коринфянам несколько раз повторяется ключевое, в том контексте, слово "назидать". Так пусть все, что мы делаем, будет нацелено на назидание.
Не поддавайтесь чужому давлению!
Очень часто главной причиной неудач в пророческом служении является то, что пророчествующие вынуждены действовать под давлением со стороны окружающих, не имея в душе ни мира, ни покоя. Где я ни бываю, на меня всюду оказывается огромное давление - люди от меня постоянно ждут пророческих выступлений. Я принимаю это обстоятельство, как печальную необходимость, неотъемлемую от моего служения, но тем не менее я без конца вынужден обманывать чьи-то ожидания.
Во многих церквах пророческое служение рассматривают, как великолепный способ сэкономить время. Вместо того, чтобы потрудиться самим над уяснением положения дел в общине и над определением целей и направления дальнейшей деятельности, руководители приглашают пророка, а затем навязывают своей пастве указанные им цели.
Пророчество может лишь поддержать и расширить видение цели, оно не создаст нечто из ничего. Видение цели созидается путем молитвы, поиска Божьего лица и общения с людьми в процессе работы. Если всего этого нет, то мы должны направить усилия на восстановление у своей паствы правильных отношений с Богом, а не придумывать какие-то цели для их опустошенных сердец.
Каждый день я вынужден не оправдывать чьих-то ожиданий. Пребывание в покое и благодати Божьей, ощущение присутствия Божьего - таковы условия для успешного совершения пророческого служения. И когда эти условия выполняются, тогда Господь посылает нам Свое слово, созидая веру и побуждая нас к пророческому выступлению.
Личное поклонение Богу очень важно для любого пророка. Но предстояние перед Богом в мире и покое просто необходимо.
Откровение и информация
Если мы, выступая с пророчеством, не имеем в себе мира и покоя, мы начнем живо откликаться на все, все происходит вокруг нас. Это сущее проклятие для пророка. Люди, вынужденные пророчествовать под давлением, зачастую позволяют себе увлечься своего рода мыслительной гимнастикой, вместо Того, чтобы прислушиваться к слову звучащему в собственном
Большинство верующих полагают, будто пророчество попоступает в наш ум откуда-то извне. Это совсем не так. Наш ум не приспособлен для восприятия откровения, его дело - восприятие информации. А для восприятия Божьих откровений предназначен наш дух. Да, мы воспринимаем пророческое слово от Бога в свой дух, а не в свой ум. Пророческое слово исходит изнутри, из нашего духа, а связующим звеном между нашим духом и нашим умом служит вера. Посредством веры пророческое слово доставляется из нашего духа в наш сознательный ум. Наш ум очень хорошо приспособлен для приведения в систему полученной им информации. Откровение иногда поступает в виде отдельных обрывков. Мы можем сначала получить четвертую его часть, затем вторую, затем третью, и лишь напоследок первую. Наш ум замечательно справляется с задачей привести все это в систему, дабы изложить потом в правильном порядке. А связующим звеном между нашим духом и нашим умом служит вера. И мы должны всегда сначала дать волю своей вере, дабы убедиться в том, что слово, которое мы имеем сказать, действительно исходит от Господа.
Иногда мы воспринимаем в свой дух слово, которое ничего не говорит нашему уму. Это происходит от того, что наш ум не в состоянии понять откровения, - он способен лишь обработать его, привести его в систему. Полученное нами откровение порой может выглядеть нелогично. Если мы дадим в такой момент волю своему уму, он скажет нам, что во всем этом нет никакой логики и никакого смысла. Попытавшись же обработать в своем уме полученное откровение, мы почувствуем сомнения и страх: страх от того, что мы, возможно, неверно восприняли посланное нам откровение; страх от того, что мы теперь очутились в трудном положении, и страх потерять свое достоинство в чужих глазах. Этот страх может заставить нас. так ничего и не сказать.
В такой ситуации мы скорее готовы выдать пару-другую общих фраз (придав им духовный вид), с которыми наш ум в состоянии совладать, чем высказать посланное нам свыше слово.
Как-то, выступая на собрании в Лондоне, я пригласил тех из присутствующих, которые испытывают трудности в отношениях с другими людьми, выйти вперед, - намереваясь за них помолиться. Продвигаясь вдоль шеренги, я вскоре приблизился к человеку в возрасте где-то под пятьдесят лет. Я представления не имел, что именно причиняло ему страдания, а сам он ничего мне не сказал. Все, что мне оставалось, - это прибегнуть за помощью к Господу.
В этот момент у меня было пятьдесят шансов против пятидесяти правильно угадать, в отношениях с мужчиной или с женщиной были у того человека проблемы. Пока я размышлял, идет ли дело о его жене, матери, сестре, дочери, работодателе, жене пастора или о ком-то из его мужского окружения, перевес уже сложился явно не в мою пользу.
Но я обратился за помощью к Богу, и после этого сказал: "Господь желает поговорить с вами по поводу вашей жены". В этот момент Бог послал мне видение. Я увидел молодую женщину в возрасте двадцати пяти-тридцати лет, с длинными белокурыми волосами, довольно высокую. Мой ум возопил, что это должна быть его дочь, но своим духовным слухом я слышал: "Жена".
Я немного переждал, успокоил свой дух, сосредоточил свою веру на этом слове, оставив без внимания протесты собственного разума, и обратился к тому человеку с пророческой речью. Суть проблемы состояла в том, что этот человек три года назад женился на женщине, бывшей двадцатью годами его моложе. В лучах его любви и заботы она расцвела, в ее характере произошли заметные перемены - она превратилась из робкого, замкнутого на себе и своих переживаниях существа в уверенную в себе и общительную личность. Это явственно сказалось на взаимоотношениях супругов, так что муж стал сомневаться в ее любви и опасаться, что она покинет его ради кого-нибудь помоложе. В этой ситуации Господь обратился к нему с прекрасными словами утешения и ободрения, которые сразу же подняли его дух.
Очень часто наш ум и наш дух вступают друг с другом в настоящий поединок. Наш ум стремится всем верховодить, в то время, как наш дух создан Богом для того, чтобы через его посредство мы познавали Господа и прилеплялись к Нему. Вот почему так важно уметь сохранять внутренний мир и покой.
Некоторые из пророчествующих в своем служении опираются на "чувства и ощущения". Мы все способны чувствовать страдания других людей, и их радость и т.п. Мы способны также чувствовать, что лежит на сердце у Бога. Другие больше опираются на свое духовное "зрение". Такие люди видят пророческие видения и сны. Третьи преимущественно полагаются на свой "слух". Иногда же в пророческом служении оказывается, задействовано и то, и другое, и третье. Полезно не замыкаться на каком-то одном способе. Старайтесь употреблять в своих пророческих выступлениях разные приемы, ведь Бог - это полнота разнообразия.
Не ищите внешней опоры для своих пророчеств!
Не пытайтесь пророчествовать на основании того, что вы видите перед собой. Многие из пророчествующих впадают в такую ошибку, пытаясь делать какие-то выводы из того, как выглядит данный человек (счастливым или несчастным!), в такой позе он сидит, какая вообще "атмосфера" ощущается вокруг него.
Такой подход является сугубо душевным, и пророческое служение вследствие этого будет проходить на том же уровне. Если мы намереваемся приступить к пророческому служению, единственным, к кому мы обязаны обращать свои взоры и к чьим словам прислушиваться, должен быть Бог. Не пытайтесь искать для своих пророчеств внешней опоры в людях или обстоятельствах, это никогда себя не оправдает. Такой подход заводит нас в сферу влияния души и ума, и дает сатане возможность вмешаться в происходящее. То, что мы начнем говорить, может иметь весьма духовный вид, но на деле мы просто будем излагать какую-то информацию, а не провозглашать откровение свыше. А порой мы можем промахнуться мимо цели на все 100%.
Однажды я выступал в какой-то церкви на Богослужении и предложил присутствующим провести пророческое служение, что встретило с их стороны неожиданно большой отклик. Наблюдая за подходящими ко мне людьми, я увидел среди них пожилого мужчину на костылях, молодого парня, одетого по панковской моде и с зелеными волосами, всего в молниях и булавках, целую семью, в полном составе приближающуюся ко мне. И пока они все пробирались вперед, я заметил среди них одну удивительно красивую женщину.
Где-то через час после начала служения я наконец очутился лицом к лицу с той ранее мною замеченной красавицей. Я спросил, как ее зовут, и она ответила: "Сильвия". Голос у нее был удивительно низкий и хриплый. Я углубился в свой дух, чтобы послушать, что скажет мне Господь. И Господь сказал мне следующее: "Передай ему, что Я им очень недоволен". Да, мы не в состоянии ошибиться, слыша в своем духе голос Божий! Чувствуя, как мой разум посылает сигналы бедствия (что обычно происходит, когда я получаю подобные откровения), я спросил Господа, что Он имеет в виду. Господь ответил: "Сын мой, его имя Ричард, и Я желаю, чтобы ты сказал ему, что Я это знаю и что ему следует изменить свой образ жизни".
Я перевел дыхание и вновь вгляделся в стоящую передо мной личность: по всем внешним признакам это была женщина. Тем не менее я решил исполнить Божью волю. Я попытался немного успокоить свой ум, который буквально умолял меня не делать такой глупости, а также постарался за эти несколько мгновений покоя преодолеть свой страх и замешательство. Затем я обратился к этому человеку с такими словами: "Ричард, Бог знает ваше настоящее имя, и Он недоволен вашим образом жизни. Вам следует измениться". Прежде чем я успел сказать что-то еще, адресат моих речей разразился потоком непристойной ругани, подхватил свою длинную юбку и ринулся к выходу в сопровождении еще нескольких женщин! Никто не знал, кто они такие, и, насколько я осведомлен, с тех пор никто их там больше не видел. Это побуждает меня время от времени молитвенно обращаться к Господу, прося Его завершить то, что Он начал в жизни того человека, который ходит в женской одежде и называет себя Сильвией, хотя настоящее его имя Ричард!
Еще один пример. Как-то я провел ряд собраний в Америке, и однажды, когда я совершал пророческое служение, Господь послал мне слово, касавшееся одного из присутствующих. Этот человек был одет словно нищий бродяга, и вид у него был самый несчастный.
Бог передал мне для него следующее: что вскоре у него будут сотни тысяч долларов, которые он сможет потратить на церковь; что, будучи сам бизнесменом, он приведет к Господу многих ведущих предпринимателей страны, что он будет финансировать различные общественные и национальные проек-Я посмотрел на него: вид у него был такой, слово он Собирался просить милостыню. Дело осложняло еще то обстоятельство, что прямо сзади него сидел молодой человек в деловом костюме. По его преуспевающему виду, его можно было принять за владельца крупнейшей компании. Я смотрел на бродягу и на этого сидящего прямо за ним молодого человека и размышлял: "Интуиция подсказывает мне, что полученное мною пророчество предназначается все-таки этому бродяге, но, может быть, я перепутал, и оно предназначено тому другому?"
Я никак не мог обрести внутреннего мира, поэтому я отошел От того места, высказал несколько пророчеств в адрес других присутствующих, а затем вернулся назад, вновь вгляделся в бродягу и подумал: "Должно быть, речь идет все же о том молодом человеке, который сидит сзади, - у него и вид соответствующий". Я произнес еще пару пророчеств, снова вернулся туда и решил: "Надо сделать то, к чему меня побуждает мой Дух".
Иногда, чтобы начать пророчествовать, нужна основательная смелость. Я попросил этого бродягу подняться с места и обратился к нему с пророческой речью. Никто там его не знал, и я был уверен, что всем присутствующим пришла в голову одна и та же мысль: "Он ошибается. Эти слова предназначаются тому молодому человеку, который сидит сзади". Но сидя-щий сзади и не подумал хоть как-то мне помочь. Он смотрел на меня с каменным, неподвижным лицом.
Бывают люди, от которых в такой ситуации никогда не дождешься помощи. Иногда это происходит от того, что они не знают, как им себя вести, потому что прежде им не случалось иметь дела с пророческим служением. Они совершенно не знают, как им следует держаться, и пребывают в таком же смущении и замешательстве, что и мы. Иногда случается, что у человека, к которому мы обращаемся с пророчеством, оказывается очень подвижное лицо, и для нас это служит большой помощью и ободрением, внушая нам уверенность в том, что мы идем по верному пути. Но иногда бывают случаи, что люди просто пытаются лишить пророка присутствия духа, выбить его из колеи. Вы можете говорить все абсолютно правильно, но вы никогда об этом не догадаетесь, глядя на лицо вашего слушателя. Мне доводилось встречаться с людьми, которые, в то время, как я обращался к ним с пророчеством, стояли и изо всех сил глядели на меня, иногда довольно дерзко. На их лицах можно было прочесть нечто вроде: "Посмотрим, на что ты способен?"
Старайтесь не смотреть на лица своих слушателей, стремясь получить подтверждение своим словам. Наше собственное ощущение мира и покоя в Господе послужит нам достаточной поддержкой.
Я пересказал этому бродяге все, что поручил мне Бог, а позже узнал, что он на самом деле - необычайно богатый человек. Просто ему нравилось бывать на людях в переодетом виде! Он услышал о том, что я буду выступать в этой церкви с пророческим служением, и решил сам там присутствовать. Как только я закончил говорить, он сразу же сел, а я продолжил собрание.
Но всего через несколько мгновений я получил от Господа пророчество, адресованное тому молодому человеку, что сидел позади бродяги. Своим духовным слухом я уловил следующее: "То рабочее место, о котором вы только что осведомлялись, будет отдано вам!" Я все еще не пришел в себя после прошлого выступления, теперь же мой ум пришел в окончательное замешательство: "Не ошибся ли я? Не обратила ли я с первым пророчеством не по адресу?" По всему казалось, что первое пророчество должно было предназначаться тому человеку со внешностью преуспевающего бизнесмена, а второе - тому бродяге, похожему на безработного, живущего подаянием.
Как вы сами можете догадаться, сатана не остался безучастным к происходящему. Все внутри меня буквально вопило: "Ты глупец, ты идиот, ты все перепутал!" Я стоял на сцене, пытаясь успокоиться, в то время как внутри у меня был сплошной комок нервов. В такой ситуации все, что можно сделать, - это это смириться перед Господом. Я стал тихо молиться: "Господи, если я ошибся, я сумею выйти с честью из создавшегося положения. Я покаюсь в своей ошибке и все расставлю на свои места. Я публично извинюсь перед этими двумя людьми и надеюсь, что из-за моей ошибки никто не пострадает".
Сатана ненавидит смирение: оно воздвигает заслон, через который он со своими умыслами не в состоянии проникнуть. И в то же время смирение предоставляет возможность Господу влиять на нас и нашу жизнь. Когда я так смирился перед Господом, я ощутил, как у меня внутри воцарился мир и покой. Я все еще ничего не сказал тому молодому человеку в деловом костюме. Я попросил его встать и обратился к нему с пророче-етвом. И тут я с радостью увидел, как он сам и члены его семьи захлопали в ладоши от восторга.
Когда я позже с ним побеседовал, я выяснил, что он вот уже два года не мог найти работу и что в тот самый день его впервые за это время пригласили на деловое собеседование. А еще через неделю ему предложили приступить к работе.
Когда я уверился в том, что не ошибся, я испытал огромное облегчение и возблагодарил Господа. Пророческое служение никогда не бывает простым. Даже проведя в нем долгие годы, можно до смешного легко впасть в какую-нибудь ошибку. Люди прилагают к деятельности пророков такие завышенные мерки, каких не применяют к людям, занятым в других видах служения. У кого-то мои слова вызовут раздражение. Но мое мнение таково, что, если бы мы понизили уровень своих требований и стали относиться к пророчествующим с большей снисходительностью, у нас было бы меньше ошибок и больше честности в использовании этого дара.
Человек, занятый в пророческом служении, постоянно находится под давлением: от него вечно ждут пророческих выступлений и проявлений самой возвышенной духовности. Люди восторгаются его дарованием и создают вокруг него ореол некой таинственности. Это безнравственно и опасно. Мы должны оставаться в Господе самими собой, какое бы служение нам ни было вверено. Я не обязан пророчествовать под давлением окружающих, я обязан быть самим собой в Иисусе Христе - а люди могут либо принимать такое мое поведение, либо нет. Любой пророчествующий должен быть самим собой в служении, что почти неизбежно вызовет у кого-то возбуждение, а у кого-то - разочарование - в зависимости от конкретной ситуации.
Как сказал Иисус: "Я делаю только то, что делает Отец Мой, и говорю то, что говорит Отец Мой, Который на небесах". Хочу дать полезный совет: никогда не пытайтесь пророчествовать на основании того, что вы видите, - в любом случае до добра это не доведет. Не полагайтесь на свое собственное разумение.
Пророческое служение состоит в том, чтобы указывать людям на то, что Господь уже произвел в их жизни, а не в том, чтобы стараться непременно сообщить им что-то новое. Иногда пророчествующий как бы стоит одной ногой в прошлом, а другой - в будущем, и его задача - свести то и другое к настоящему, чтобы помочь людям осознать, где они находятся в данный момент.
Принимайте во внимание интересы своих слушателей
Совершая для кого-то пророческое служение, мы должны понимать, что следует говорить, а что - нет. Не будьте озабочены тем, чтобы обнародовать все, что открыл вам Господь: легче будет добавить потом еще несколько слов, чем взять хотя бы одно свое слово обратно. Не увлекайтесь чересчур своим пророческим служением, иначе вы можете упустить из виду интересы того, для кого вы это служение совершаете. Даже если наша речь длится всего каких-то пару минут, мы за это время можем успеть наговорить несколько сотен слов. Что же делает в это время человек, к которому мы обращаемся? Он, вероятно, сидит, включив свою память, и изо всех сил старается запомнить все, что вы ему говорите. Тем не менее, он не в состоянии будет запомнить каждое ваше слово или фразу. По большей части, память у людей избирательная, и ваш слушатель выберет из ваших речей только то, что имеет непосредственное отношение к его конкретным сиюминутным обстоятельствам. В его памяти удержится лишь ничтожный процент от того, что он услышит, и при этом человек может упустить из виду то, что вы говорили ему о его будущем, а это вполне может оказаться самым главным в пророчестве. А позже он начнет впадать в панику от того, что не в состоянии это вспомнить. Сатана же будет стараться убедить его, что именно то, что он не может вспомнить, и есть в действительности самое важное. И человек долго потом не сможет избавиться от чувства досады и разочарования.
Может быть и еще хуже: человек запомнит большую часть сказанного, но упустит из виду сам дух вашей речи. Пророчество говорит к человеческому духу, как словесная речь - к разуму. Пророческое слово обладает особым духом, который ставит его выше всех других способов общения. Вспоминая пророчества, полученные мною много лет назад, я по-прежнему ощущаю тот идущий от них духовный импульс. Дух вечен, и спустя много лет мы все еще в состоянии слышать слова, пронизанные Господним Духом. Можно читать пророчество, записанное на бумаге, но если Святой Дух коснулся нашего духа в самый момент его получения, тогда - в независимости то того, сколько лет прошло с тех пор - наше сердце по-прежнему будет сохранять ощущение той свежести и той силы, с которыми это пророчество воздействовало на него в тот момент.
В процессе пророческого служения происходит общение на уровне духа, потому нам следует быть очень внимательными к своим слушателям. Если мы намереваемся обратиться к кому-то с пророчеством, мы должны быть уверены, что наши слова будут записаны. Куда бы я ни шел, я всегда беру с собой магнитофон. Если же у меня почему-либо не оказывается его при себе, а Господь побуждает меня что-то кому-то сказать, я всегда сначала стараюсь убедиться в том, что поблизости присутствует кто-то третий с записной книжкой в руках. Я всегда хочу, чтобы моя речь была записана со всеми подробностями, но чтобы тот, кому она адресована, мог при этом сидеть спокойно, расслабившись. Обращаясь к человеку с пророчеством, я хочу, чтобы его дух вступил в общение с Духом Божьим. Ощущение этого останется с ним намного дольше, чем даже память о тех обстоятельствах, в которых это пророчество было им получено. Впоследствии человек сможет взять запись моих слов, прочесть их, вникнуть в их смысл, но дух непосредственного общения с Богом навсегда останется с ним и будет влиять на его жизнь.
Нам следует быть внимательными и чуткими к своим слушателям. Очень важно, чтобы мы убедились: человек, к которому мы обращаемся, нас слышит, понимает, что мы ему говорим, и в состоянии откликнуться на Божьи начинания. Но он будет не способен на это, если мы выплеснем на него сразу все, что знаем. Это будет не честно по отношению к слушателю, ибо это будет означать, что совершая свое служение, я стараюсь не ради его блага, а ради собственного удовольствия. И пусть все будут утверждать, что я произнес "замечательное пророчество", - хорошего в этом будет очень мало.
Запись пророчеств
Мы должны взять себе за правило записывать свои пророчества. Большой процент содержания Библии составляет записи различных пророчеств, занесенных туда сразу после их произнесения. У священников были свои секретари. При войске находились писцы, составлявшие записи приказов и тщательные отчеты о битвах. При царях и пророках тоже обычно состояли писцы. В новозаветные времена эта традиция была продолжена.
Исайе Бог несколько раз советовал записать его пророчества на дощечку или в свиток (Исайя 8:1, 30:8). У Иеремии был помощник по имени Варух, который помогал ему записывать все его пророчества об Израиле и Иуде (Иеремия, гл.36).
Я уже упоминал, что всюду ношу с собой портативный магнитофон с запасом кассет. Если же у вас такой возможности нет, вам следует настоять, чтобы при вашем выступлении присутствовал кто-то третий, кто смог бы и записывать ваши слова, и выступать в качестве свидетеля.
Это особенно важно, если наше пророчество должно послужить к чьему-то исправлению или руководству, то есть относится к коррективному или директивному типу (см. Главу 5). Пророчества более общие, нацеленные на чье-то ободрение или утешение, можно и не записывать, однако мы должны предоставить своему слушателю право выбирать самому желает он или нет получить запись обращенного к нему пророчества. Имея возможность выбирать, подавляющее большинство людей предпочтет все же получить сделанную от руки или запечатленную на магнитофонной кассете запись пророчества, так что во время служения они смогут больше сосредоточиться на духовном аспекте вашего выступления.
Персональные и частные пророчества
Я с пониманием и одобрением отношусь к персональным пророчествам, но не одобряю пророчеств частных. Персональное пророчество - это когда человек получает непосредственное Откровение свыше, затрагивающее его конкретные жизненные обстоятельства и проблемы. Определение же частного пророчества имеет отношение больше к практической стороне дела. Отводить человека в сторону, чтобы передать ему слово свыше, или выступать с пророчествами за пределами собрания И при отсутствии надзора со стороны руководства общины - в таком образе действий нет ничего хорошего, и это не очень-то честно. Я никому не советую так поступать.
Мы должны заслужить право влиять на чужие жизни. Если мы ведем благочестивую жизнь и стараемся соответственно себя вести, нам нечего бояться, когда у нас потребуют отчета в нашей деятельности. Люди нуждаются в защите, а это входит в компетенцию пастыря, и нам не следует пренебрегать данным принципом.
|