Глава 3. Первые шаги в овладении даром пророчества
из книги "Как развивать свое пророческое дарование" Грэм Кук
Невозможно сосчитать, сколько раз за последние двадцать лет люди обращались ко мне с вопросом: "Как мне узнать, что мною движет, когда пророчествую, - мой собственный человеческий дух, Дух Божий или дух сатанинский?" И, конечно, это вполне законный и разумный вопрос. Мы все люди, мы все подвержены различным страданиям, разочарованиям, обидам, мечтам, устремлениям и желаниям. Все это может работать против нас, окрашивая наши пророчества в тона, Богом не предусмотренные.
Бывает, что человек, поддавшийся разочарованию, пророчествуя, изрекает пополам с тем, что ему действительно внушил сказать Бог, свои собственные мысли и мнения. Или же в дело может вмешаться сатана, и тогда человек будет под воздействием не Господнего Духа, а бесовского. Такое может случиться, если человек затаил на кого-либо обиду или гнев, и вследствие этого оказался подвержен сатанинским влияниям. Или может быть так, что, когда мы начнем говорить от себя, сатана, воспользовавшись нашими еще не изжитыми плотскими помыслами и побуждениями, вмешается в наше выступление с целью причинить зло нашим слушателям, да и нам самим.
Таким образом, мы можем попасть под влияние сатаны или прямо (источником послужат какие-то неразрешенные проблемы в нашей жизни), или косвенно (источником послужат наши плохие отношения с другими людьми или даже просто недостаток хороших отношений).
Все это, несомненно, выдвигает на первый план те трудности, с которыми приходится сталкиваться каждому пророчествующему. Каким образом мы можем сделать все так, чтобы пророчествовать к славе Господней, не примешивая к словам Божьим ничего от себя или от духа сатанинского? Если мы не чувствуем полной уверенности в этом отношении, нам следует задействовать свою веру и пророчествовать в той мере, в какой нам это позволяет наша вера.
Смирение также послужит нам гарантией того, что мы не нанесем бесчестья Господу Иисусу, не дискредитируем пророческое служение и не причиним ущерба Телу Христову.
В этой жизни мы или сами себя смиряем, или нас смиряют обстоятельства. Смирение не является естественным человеческим качеством - никто из нас с ним не рождается. Наши отношения с Богом будут развиваться более успешно, если мы свою жизнь, свои помыслы и намерения - все покорим Ему. Наша цель всегда должна состоять в том, чтобы вести настолько чистую и богоугодную жизнь, насколько это возможно, дабы не огорчать Духа Святого, а доставлять Ему радость.
Если мы, пророчествуя в духе смирения, впадаем в какую-либо ошибку, Господь даст нам понять, что именно мы сделали не так, и поможет нам исправиться. Пока мы работаем над развитием своих духовных дарований, ошибки неизбежны. Вот почему в Библии с такой определенностью говорится:
"Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь" (1 Фессалоникийцам 5:19-21)
Это означает, что мы должны уметь анализировать факты и отделять хорошее от плохого, избегая всего, что может послужить к заблуждению. Больше об этом будет сказано в одной из Последующих глав.
С помощью Святого Духа мы должны стараться проводить Настолько чистую и достойную жизнь, насколько это возможно, чтобы все в нашей жизни было покорено Господу Иисусу.
В этой главе я хочу уделить внимание некоторым важным подготовительным этапам, направленным на тренировку ума и сердца, дабы затем наилучшим образом применять свои пророческие дарования.
Подготовка
Молитва
Молитва является важнейшим и неотъемлемым компонентом подготовительного процесса. Молитва важна в любом деле, но особенно, если речь идет о даре пророчества. Молитва и пророческое служение неразрывно связаны в смысле способа принятия и передачи информации: как первое, так и второе, предполагает умение сначала выслушать, а затем уже говорить самим.
Я порой думаю, что мы, когда молимся, зачастую бываем недостаточно внимательны к тому, что говорит нам Господь. Когда я о чем-то молюсь, я всегда внимательно прислушиваюсь, не выскажет ли Бог Свое одобрение или неприятие в ответ на мою молитву. Иногда мы молимся слишком долго, ибо никак не можем услышать голос Божий, говорящий нам: "Отлично, в этом деле Я тебе помогу". Когда бы и о чем бы мы не молились, нам надо взять за правило внимательно прислушиваться, не зазвучит ли в нашем духе голос Божий, ибо, возможно, что мы еще в процессе молитвы получили ответ. Я сейчас преуспел в этом уже настолько, что получаю от Бога ответы на свои молитвы почти немедленно! Раньше я имел обыкновение молиться о чем-то в течение нескольких дней или даже недель, но теперь я стал слышать голос Божий намного отчетливее. Я слышу, как Бог отвечает мне "Да", и с великой верой молюсь о том, на что Бог мне уже ответил. В плане материальном, возможно, еще ничего не произошло, но в моем духе уже что-то изменилось.
Вы, конечно, знаете, что молитва - это не только предъявление Богу своих просьб и требований. Самое замечательное в молитве то, что мы можем говорить с Богом абсолютно обо всем, где бы мы не находились, о чем бы мы ни думали и что бы мы ни чувствовали. Нужно только раскрыть свой дух - и общаться с Богом. Например, я особенно люблю молиться о своих друзьях и близких, и о людях, о которых я знаю, что они нуждаются в помощи, и постоянно провожу много времени в молитвах обо всех них.
Кроме того, молитва - это средство постоянно прибегать к Духу Святому, прося Его помощи и совета. Когда вы в последний раз специально просили Господа ободрить и поддержать вас? Попробуйте в трудной ситуации обращаться к Богу с такими словами: "Отче, сейчас, в эту самую минуту, я нуждаюсь в Твоем ободрении и поддержке. Пожалуйста, сделай что-нибудь; пожалуйста, скажи что-нибудь; пожалуйста, помоги мне!" И затем, в течение дня, постарайтесь несколько раз уделить хоть по паре минут для молитвы.
До того, как Господь призвал меня к теперешнему моему служению, я работал бизнес-менеджером в одной крупной компании. Я лихорадочно вертелся в замкнутом кругу деловых Сделок, административных проблем, вникая в правительственные проекты, организации учебных занятий и различных мероприятий, наблюдая за стратегией развития деятельности компании.
В те беспокойные дни были моменты, когда я сообщал своим подчиненным, что хочу устроить себе перерыв на десять минут, и просил, чтобы меня в это время не беспокоили. Я удалялся в свой кабинет, закрывал дверь и, сидя в тишине, благодарил Бога, прислушивался к Его голосу, молился и ожидал Его указаний. Много верных решений я принял именно во время этих кратких молитвенных перерывов. Не могу честно утверждать, что я всегда, в те минуты, слышал голос Божий (хотя порой так оно и было), однако мой послужной список в компании, а также непрерывное продвижение по службе свидетельствовали, возможно, о том, что Господь оказывал мне намного более весомое содействие, чем я сам об этом догадывался.
Очень важно было и то, что эти краткие молитвенные перерывы оберегали мое сердце от всяких неугодных Богу воздействий и влияний. Молитва способствует поддержанию нашего пути сообщения с Богом в надлежащем виде.
Вероятно, две трети остального населения Земли поменялось бы охотно местами с любым из нас здесь на Западе, даже если мы и не очень обеспечены. По мнению многих, мы богаты настолько, что это превосходит их самые смелые мечты.
Сосчитайте имеющиеся у вас благословения, и вы увидите, что есть многое, за что вы могли бы благодарить Бога. Очень важно проявлять по отношению к Богу благодарность. Я иногда думаю, что если мы не проявляем благодарности по отношению к Богу, то мы, вероятно, скоро точно так же начнем себя вести и по отношению к людям, и все это, соответственно, отразится на нашем образе жизни. Признательность, благодарение, воздаяние Богу хвалы и поклонения сохраняют неприкосновенным в наших сердцах ощущение присутствия Божья. Это помогает нам всегда держать Бога в своих мыслях, что есть именно то, к чему мы должны стремиться. Бог был недоволен израильтянами в частности и за то, что они не имели Его во всех своих помыслах. Подумайте, ведь у нас есть столько всего, за что можно благодарить Бога. Посмотрите в 1-е Фессалоникийцам 5:18 - было бы неплохо поступать в соответствии с этим советом.
Медитация (размышление)
Я считаю, что после молитвы на втором по значению месте должна стоять медитация. Было время, когда к слову "медитация" относились отрицательно, ассоциируя его с восточными религиями. Я же всегда утверждал, что эти религии взяли все лучшее из Библии и затем лишь преподнесли это в ином виде. Медитация была одним из способов общения с Богом на протяжении многих тысяч лет. Медитация постоянно упоминается в Писании (например, в Псалме 118). В нем неоднократно говорится о необходимости размышлений (т.е. медитации) о делах Божьих. Слово "медитация" означает "глубокое раздумье, размышление, погруженность в мысли". Нет ничего плохого в том, чтобы сесть и поразмышлять об Иисусе, о том, как Он добр и благ. Для меня Иисус - самая привлекательная Личность в мире. Он не только добр и благ, он также преисполнен счастья и имеет самый жизнерадостный характер. Начав общаться с небесами, мы услышим смех. Когда мы действительно вступаем в присутствие Божье, нас охватывают чувства великой радости и мира.
Как-то одному из членов нашей церкви случилось столкнуться с большими трудностями. Я знал, как тяжело приходится ему в жизни. И вот во время собрания я ощутил побуждение возложить на него руки и помолиться о том, чтобы он вновь исполнился Святым Духом. Он тут же со смехом упал на пол и почти полчаса не прекращал смеяться. Это был самый настоящий, неподдельный смех! Мы не смогли продолжить собрание, так как все присутствующие, словно заразившись его веселостью, принялись буквально покатываться со смеху. Это было одно из самых замечательных наших собраний! А тот человек все смеялся и смеялся, ибо им овладел Дух Божий и радость от Господа наполнила его, а через него Дух Божий наполнил и всех нас. Никто из присутствующих не был в состоянии усидеть на месте, мы шагали взад и вперед по помещению, некоторые падали на пол, - и все смеялись, все были охвачены этой бурной радостью, которой исполнил нас Бог.
В последние годы мне довелось неоднократно с тревогой в сердце наблюдать, как разные нечистоплотные личности требовали большие деньги за то, что они будто бы сумеют принести в ту или иную церковь подобную радость свыше. Во многих церквах из собрания в собрание постоянно молятся о ниспослании так называемого "духовного веселья" или "духовного смеха".
Я не верю, что подобный радостный дух можно вызвать, как джинна из бутылки, по чьему-то желанию. Духовные явления не происходят по требованию человека. Такая радость есть побочный продукт ощущения присутствия Божьего, когда Господь могущественным действием Своей благодати побуждает наши сердца изливать из себя реки живой воды. Эта радость исходит изнутри, а не изливается извне, как сливки в кофе.
Порой я употребляю несколько дней или даже недель для размышлений над каким-нибудь отрывком из Писания. Когда Бог, общаясь со мной, ясно высказывается по какому-то вопросу, нет особого смысла читать что-то еще, потому что Он тогда обращается ко мне посредством именно этих нескольких стихов. Я размышляю над теми вопросами, которые Бог в данный момент выдвигает передо мной на передний план, все более углубляясь в открывающиеся мне истины.
Если бы верующие любой церкви глубоко задумались о делах Божьих, я полагаю, каждому из них нашлось бы, что рассказать о том, кто они такие, откуда приехали, чем занимаются, какой образ жизни ведут, как пришли к вере и как оказались в этой церкви. Эти рассказы могут показать, что Богу вдалось свести вместе людей буквально со всего мира.
Много лет тому назад, Бог заговорил со мной о возможности работы на Карибских островах. С тех пор, я, будучи наедине с Богом, часто шутил по поводу моего "служения на солнечных островах". В течение многих лет я совершал служение в маленьких церквушках с жестяными крышами, располагавшимися по городским задворкам. И я все время повторял: "Господи, когда-нибудь Ты пошлешь меня служить на необитаемый остров!" Всякий раз, заходя в холодную, продуваемую всеми сквозняками церковь, я в шутку произносил: "Господи, вспомни про необитаемый остров!"
Через какое-то время Господь вновь заговорил со мной о служении на Карибских островах. Несколько человек разными путями подтвердили мне это мое призвание. А спустя еще несколько месяцев, выступая в Лондоне на конференции по вопросам пророческого служения, я совершенно случайно познакомился с одним человеком.
Я только что завершил выступление на семинаре. И спокойно сидел в кабинете старшего пастора во время короткого перерыва. Пастор только что закончил беседовать с этим человеком и вышел из кабинета, оставив меня наедине со своим посетителем. В тот момент я был слишком измучен и помышлял только об отдыхе и о том, как бы выпить кофе. Я завязал с этим человеком разговор по поводу конференции, которую я вел, и вручил ему одну из своих агитационных брошюр, полагая его местным жителем и думая, что он может быть захочет в какой-то из следующих дней посетить наши мероприятия.
Он же в ответ выразил желание самому организовать подобную конференцию. Так я и познакомился с д-ром Ноэлем Вудруффом из города Порт-оф-Спейн, что в Тринидаде, где он возглавлял одну из местных церквей. Он спросил меня, не желаю ли я приехать и выступить у них на конференции. Честно говоря, я думал, что это предложение - просто проявление любезности с его стороны. Однако, спустя несколько месяцев Ноэль прислал мне билеты на самолет, и моим шуткам наедине с Господом пришел конец. Своим духовным слухом я ощущал некий смех. Подумайте только: ведь Ноэль тогда лишь на несколько минут заглянул в кабинет старшего пастора, и Господу вполне хватило этого времени, чтобы свести нас вместе и положить начало нашей дружбе, которая длится и по сей день, хотя с тех пор прошло уже немало лет. Поразительно!
Задумайтесь о подобных вещах. Ведь у каждого из вас бывали такие случаи, когда происходило нечто совершенно непредвиденное, вследствие чего ваша жизнь направлялась в совсем иное русло. Иногда бывает полезно сесть и задуматься над тем, как Бог поступал с нами последние несколько лет. Полагаю, у нас есть все основания быть Ему благодарными, ибо у каждого из нас в жизни происходит так много всяких событий, так много разных маленьких "совпадений" и "случайных стечений обстоятельств"! Нам полезно размышлять над собственной жизнью, вспоминать подобные случаи и воздавать Богу за них благодарение.
Древние пророки в своих выступлениях всегда подробно вспоминали историю взаимоотношений своего народа с Богом. "Вспомни, как Бог сделал то-то и то-то", - постоянно повторяли они, обращаясь к своим слушателям, делая историю близкой и понятной им. Так, например, спустя много веков они по-прежнему ссылались в своих речах на те события, которые когда-то давно произошли у Чермного моря!
Богомыслие
Богомыслие само по себе очень важно, но при этом всегда надо помнить о цели. Я повсюду ношу с собой записную книжку, потому что Бог часто обращается ко мне в самых неожиданных местах. Я пока не нашел для себя водонепромокаемой записной книжки, а это было бы весьма кстати! Иногда предаваться богомыслию означает просто сообщать Богу, что вы действительно Его любите, что Он вам нужен, что вы находите удовольствие в общении с Ним. Иной раз, когда мы предаемся богомыслию, Бог может и не обратиться к нам со Своим словом. Но и это замечательно, ведь мы так прекрасно провели время в размышлениях о Нем. В таких случаях мы должны немного подождать, ибо если Бог и не сразу начнет с нами говорить, Он все же в конце концов к нам обратится. И мы Должны быть готовы к этому в любой момент. Для того, чтобы предаваться богомыслию, нам нужны тишина и спокойствие. Это означает, что мы не только должны найти в буквальном смысле тихое место, но - и это более важно - что мы должны научиться усмирять бури, бушующие в наших собственных умах и сердцах.
Медитация (углубленное размышление, раздумье, погруженность в мысли) и богомыслие часто идут рука об руку, или одно следует за другим. Восточные религии провозглашают, что медитация есть очищение ума. Для достижения этой цели человеку дают какую-нибудь мантру - в большинстве случаев, этим оказывается просто имя какого-то индуистского божества. Так что бесконечное повторение чьего бы то ни было имени фактически является разновидностью религиозного поклонения.
Но в христианском понимании медитация и богомыслие есть глубокое мысленное сосредоточение на Боге, заполнение человеческого ума помыслами о Боге. И в то время, как мы, в тишине и спокойствии, предаемся этому занятию, Бог, подобно утренней росе, проливает на нас Свое слово, принося освежение нашим душам и нашему духу.
Говорение на языках
Говорение на языках - для тех из нас, кто обладает этим даром - является важной составляющей нашей благочестивой жизни и наших взаимоотношений с Богом. Говорение на языках назидает наш дух и обновляет наш ум. Я люблю этот дар за то, что посредством него я могу изливать Богу свое сердце в любых обстоятельствах, даже когда меня угнетает горе или усталость. Говоря на языках, я всегда ожидаю, что Бог каким-либо образом вмешается в создавшееся положение и что-нибудь для меня сделает. Я обычно не пользуюсь этим даром, если не жду чего-то подобного, так как уже знаю, что между этими двумя явлениями существует тесная взаимосвязь.
Бывают моменты, когда мне хочется уделить хотя бы десять минут на поклонение Иисусу, чтобы спокойно посидеть и излить перед Ним свое сердце, говоря Ему, как много Он для меня значит, как сильно я люблю Его и как я благодарен Ему за все, что Он для меня сделал. Когда мы привыкнем поступать таким образом, то, где бы и с какими бы трудностями мы не столкнулись, мы первым делом будем реагировать на это в духовной сфере. Очень важно, чтобы мы в этом смысле научились действовать иначе, чем принято в мире. Именно это имел в виду Иисус, когда говорил: "Молитесь за обижающих вас и благословляйте гонящих вас". Да, мы должны вести себя не так, как мирские люди. Все наши слова и поступки должны служить к пребывающей славе Божьей. Таков единственно правильный образ действий.
Откуда можно узнать, что мы находимся под водительством Духа? Единственный надежный способ определить, находимся ли мы под водительством Духа, - это присмотреться к своей реакции на то, что с нами происходит. Если с нами случается что-то плохое, или мы попадаем в затруднительное положение, и реагируем на это в духе мира, радости, благодарения, кротости, смирения - значит, мы действительно находимся под водительством Духа. Если же мы отзываемся на происходящее в ином, противоположном духе, то, скорее всего, мы находимся под водительством плоти. О том, находимся ли мы под водительством Духа, мы узнаем из того, какие черты характера мы проявляем в данной ситуации. Поэтому для нас очень важно всегда и во всем поступать по-христиански, а не так, как поступают в этом мире, - и это также очень важно и для Бога.
Говорение на языках созидает внутри нас своего рода резервуар, из которого мы можем пополнять свои внутренние источники. Это помогает нам поддерживать постоянные и прочные отношения с Богом.
Желание пророчествовать
В деле практического употребления дара пророчества очень большую помощь нам может оказать наличие у нас желания пророчествовать, ибо в нем уже заключается залог успеха (1 Коринфянам 14:1). У меня бывают иногда минуты, когда я чувствую себя усталым, разбитым и вдобавок проголодавшимся, а Бог говорит мне: "Я хочу, чтобы ты возбудил свой дух". В глубине души я отвечаю на это: "Отец, я устал",- но Он говорит: "Сын мой, возбуди в себе желание, ибо Я смогу действовать, только когда у тебя появится желание". Тогда я произношу: "Господи, у меня есть желание..." - и внезапно, забыв об усталости, я начинаю пророчествовать, и выполняю все, что желает Бог. Желайте пророчествовать, имейте желание искреннее и серьезное. Возбуждайте его в себе.
Ожидание
В добавление ко всему этому, если мы намереваемся чего-то достигнуть в любой духовной области, будь то вера, или умение владеть каким-либо из духовных даров, или проповедь Евангелия, или иная деятельность во славу Божью, - мы должны постоянно поддерживать в себе чувство ожидания. Каждый день я жду, что сегодня что-нибудь произойдет. Я не желаю прожить ни единого дня, ничего не ожидая. По-моему, ничего хуже и быть не может. Вот, мы смотрим на календарь - уже наступил вечер пятницы, а мы за всю неделю не имели ни одной значительной беседы с Иисусом, и теперь носимся в житейском море по воле волн. Как можно так жить! Я хочу, просыпаясь утром, всякий раз исполняться ожиданием того, что Бог намеревается сегодня что-то предпринять в отношении меня.
Несколько лет тому назад Господь посоветовал мне каждый день упражняться во владении своим пророческим даром и развивать у себя напряженное ожидание движения Святого Духа. Не могу сказать, что мне всегда удается следовать этому совету, однако само наличие цели и постоянная тренировка благотворно повлияли на мой дар и значительно расширили мои пророческие возможности.
Когда у меня появляется желание пророчествовать, я возбуждаю в себе веру в то, что Бог может что-то сказать в адрес того или иного человека, или по поводу той или иной ситуации. Следующий шаг - это появление уверенности в том, что Бог намерен высказаться именно через мое посредство. Тогда я обращаюсь к Богу с просьбой: "Господи, освяти мои глаза, уши и уста". В этот момент во мне просыпается убежденность в том, что, обладая собственным человеческим умом, я в то же время теперь "имею ум Христов" (1 Коринфянам 2:16). Если бы у меня был выбор, я бы предпочел избавиться от своего ума. Я хотел бы иметь те же мысли, какие имеет Иисус, ибо Дух Божий пронизывает ум Божий, и тот же самый Дух обитает и в нас. Совершенная мудрость, совершенное знание, совершенное понимание - все это мы можем получить от Бога. И я хочу обладать всем этим.
Приведение пророческого дара в действие
Для того, чтобы пророчествовать, нам, помимо всего остального, нужно, чтобы у нас была для этого тема, чтобы мы были чем-то озабочены. Полезно бывает оглянуться вокруг себя - может быть. Бог остановит наше внимание на каком-то человеке. Помолитесь за него, проявите перед Богом интерес и участие к этому человеку, озаботьтесь его нуждами. Попросите Бога: "Господи, скажи что-нибудь этому человеку, и было бы замечательно, если бы Ты сделал это через меня". Пусть появившееся у нас чувство озабоченности растет и расширяется.
Бог всегда откликнется на нашу озабоченность, если мы чем-то озабочены и молимся об этом, Святой Дух поможет нам облечь свои чувства в слова, и у нас появится ощущение, что Бог желает что-то сказать или сделать. Это пробудит в нас чувство уверенности, уверенность же побудит нас начать говорить. Когда мы проникаемся убеждением, что Бог желает что-то сказать, у нас сразу же появляются и нужные слова, и желание говорить, и под водительством Божьим мы начинаем пророчествовать.
Иногда нам приходится возбуждать в себе пророческий дар. Чувство озабоченности заставляет нас прибегнуть к Господу. Бог сам внушает нам это чувство, желая что-либо сказать или сделать. Когда у нас появляется чувство озабоченности, нам следует углубиться в ожидание, ибо если Бог проявляет к чему-то или кому-то интерес, это является признаком того, что Он намерен вмешаться в ход событий и через наше посредство высказаться по поводу данной ситуации. Он избрал нас Себе в соработники. Он озабочен участью данного человека и внушил эту озабоченность нам, в знак Своих намерений Он желает что-то сказать, а мы - Его избранные сосуды. Так что давайте всегда помнить: если мы начинаем ощущать озабоченность, это означает, что Бог избрал нас для выполнения Своих намерений. И мы в таких случаях должны осознавать, что удостоились чести.
Пророческий дар можно в себе возбуждать. Это значит, что мы, исходя из правильных побуждений, начинаем возгревать в себе веру, и у нас появляется желание увидеть, как тот или Диной человек получит благословение, исцеление и слово от Бога. Затем мы должны подготовиться к тому, чтобы стать орудиями Божьими. Вы, конечно, знаете, что даром пророчества обладают все верующие. Не все из нас призваны быть пророками, но все мы можем пророчествовать, и, я полагаю, все мы желаем достичь в этом деле возможно больших высот. Поэтому мы должны уметь извлекать этот дар из глубин своего духа. Иногда, ожидая движения Святого Духа, я спрашиваю: "Отче, каким образом Ты желаешь это сделать?" Бывает, что я вызываю несколько человек из числа присутствующих и прошу их встать. Иногда же Сам Бог побуждает меня вызвать несколько человек, и тогда я прошу их выйти вперед перед всем собранием. К этому моменту у меня еще может и не быть для них никакого пророчества. Да, такие случаи делают жизнь интересной! Я вызываю этих людей, а сам по-прежнему пребываю в ожидании и вопрошаю: "Господи, что мы теперь будем желать?" - а Он ничего не отвечает! В случае, если Бог ничего мне не говорит, я решаю взяться за дело сам, в одиночестве. Я подхожу к тому, кто стоит первым, и внезапно Бог начинает говорить, и мой дар пророчества вступает в действие. Я поступаю так, ибо ожидаю, что Бог обязательно проявит Свое присутствие, что Он вот-вот начнет действовать. Следовательно, когда у нас появляется чувство ожидания, это означает вероятность того, что нам представится случай попрактиковаться во владении своим пророческим даром. У нас должно быть предчувствие того, что хочет сделать Бог. Мы должны заблаговременно осознавать, что Бог, возможно, захочет что-то сделать, а мы будем избраны Им в сотрудники. Вот почему подготовка имеет такое важное значение. Будьте внимательны по отношению к Святому Духу и возгревайте в себе свой пророческий дар.
Каким образом мы получаем материал для своих пророчеств?
Видения
Иногда мы получаем определенную информацию через посредство видений, мысленных образов или даже движущихся картин. Вероятно, мало кто из вас прежде сталкивался с подобными явлениями. Все видения можно, вообще говоря, подразделить на два типа. К первому относятся видения, не отмеченные никакими сверхъестественными особенностями, в которых нам предстают предметы, окружающие нас в повседневной жизни, а иногда даже наши представления о них.
Поясню на примере. В Иеремии 1:11-12, Господь спрашивает пророка: "Что ты видишь?" Иеремия оглядывается, и его внимание привлекает ветвь миндального дерева. Совершенно обыкновенное и обыденное зрелище, абсолютно ничем не примечательное. Однако истолкование этого видения в сочетании с учетом исторического момента и конкретных нужд людей в этот момент имело важный положительный смысл.
Иногда, посылая нам видение, Бог может опираться на какие-то наши человеческие знания. Как-то во время собрания, на котором присутствовало несколько сотен человек, я только собрался начать говорить, как Господь указал мне на девушку лет двадцати пяти, сидящую в среднем ряду. Я попросил ее встать, и тут меня посетило видение орехового дерева. Я неплохо разбираюсь в ботанике, так как владею ремеслом садовника - декоратора, которым владел и мой отец. Итак, я увидел ореховое дерево, и поскольку это было все, то я спросил Господа: "Что Ты хочешь этим сказать?" Ответа не последовало. Тогда я начал: "Я вижу в видении ореховое дерево..." - и затем принялся перечислять все его свойства, какие только мог припомнить.
Я говорил: "Это дерево очень красиво цветет и приносит замечательные плоды. Оно может расти почти везде. Оно мало восприимчиво к болезням, а его кора и листья могут использоваться в медицинских целях в качестве тонизирующих и успокоительных средств, облегчающих боль. Оно обладает способностью расти и плодоносить почти повсюду. Оно очень морозоустойчиво, имеет большой запас жизненных сил..." - и как только я изложил все, что знал, на меня внезапно снизошло пророческое вдохновение, и я сказал: "Вот такой Бог видит и вас: красивой и способной приносить добрые плоды. Вам не стоит тревожиться мыслью о собственной незначимости; вы стойки, сильны, способны сопротивляться вражеским козням и преодолевать любые трудности". Девушка стояла вся в слезах, а ее друзья покатывались со смеху.
Я перестал пророчествовать, помолился за нее и продолжил свое выступление. Когда собрание закончилось, она подошла ко мне и сказала: "Спасибо вам за ваши слова. Вы этого не знаете, но мое имя Хэйзи (англ. - ореховое дерево)". Оказы-вается, в тот самый день ее друзья собрались на чашку чая, а у нее как раз случился приступ плохого настроения. "Хэйзел. какое глупое имя - Хэйзел. Почему мои родители так меня назвали? Почему у меня не может быть более приличного имени? Я ненавижу свое имя. Как бы я хотела его изменить". Вот примерно с такими мыслями она пошла на собрание, и там Бог вызвал ее из среды присутствовавших и послал мне видение орехового дерева. Бог обладает удивительным чувством юмора. Всем этим Он хотел сказать ей: "Извини, но это Я выбрал для тебя такое имя. И Я дал его тебе с определенным намерением". Девушка сказала мне, что заплакала от того, что внезапно поняла: это имя дал ей сам Бог. Еще когда она была во чреве матери, Бог нарек ее именем Хэйзел. Вот какой силой может обладать слово, исходящее из вроде бы самого обыкновенного источника.
Ко второму типу относятся видения, имеющие совершенно определенный сверхъестественный характер. В 10 главе Книги Деяний рассказывается о том, что произошло некогда с двумя людьми. Одним из них был грек Корнилий- почтенный, благочестивый, добрый человек, которому Бог решил открыть путь истинной веры. Вторым был иудей Петр - человек резкий, импульсивный, не свободный от национальных предрассудков. Встает вопрос: каким образом свести вместе этих двух людей, разделенных столь значительными религиозными, национальными и культурными барьерами, особенно если учесть, что одному из них необходимость и правомерность подобного разделения внушалась с самого рождения?
Бог решил послать Петру сверхъестественное видение, чтобы устранить из его ума те предубеждения, которые он питал по отношению к людям языческого происхождения. Он послал ему видение большого куска полотна, связанного по углам и
спускающегося с неба, в котором находились самые разные животные и птицы, негодные к употреблению в пищу, и некий голос сказал: "Встань, Петр, заколи и ешь".
Вот что ответил на это Петр: "Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого". Тогда голос громко произнес: "Что Бог очистил, того не почитай нечистым". Это повторилось три раза, и Петр впал в совершенное недоумение. Чтобы все это могло значить? В тот момент он никак не мог истолковать посланное ему видение, но, когда он еще предавался размышлениям, Святой Дух сказал ему: "Вот, три человека ищут тебя. Встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их". Петр отправился с ними в дом Корнилия, и стал там проповедовать Евангелие, и когда он говорил, Дух Святой сошел на его слушателей, и на свет родилась церковь совершенно нового типа.
Иногда нашему взору смогут представать картины, имеющие пророческое истолкование. Зачастую через их посредство мы получаем различную информацию о тех или иных людях, или ситуациях. Иногда нам посылается видение, которое само по себе может подвести нас к слову знания. Слово знания обычно сообщает о чем-то из того, что имеет место в данный момент или что уже произошло. Обретя его, мы следующим долгом обязаны спросить: "Итак, Отец, в свете всего этого, что Ты хочешь сказать?" Не следует сразу рассказывать о том, что вы видите или слышите, ибо, возможно, Бог сначала хочет сообщить вам какую-то информацию, имеющую отношение к делу, и, если вы поспешите, это может для вас закончиться весьма неудачно.
Если же мы возьмем за правило хоть несколько минут спокойно переждать, прежде чем открыть рот и начать пророчествовать, тогда мы прославим своей речью Бога, а себя избавим от крупных неприятностей. Большинство ошибок в пророческом служении происходит из-за того, что мы спешим передавать своим слушателям Божьи слова, в то время как Он еще не окончил говорить.
Иногда нашему взору предстают движущиеся картины, по-хожие на те, что мы видим на киноэкране. Как-то раз члены руководства одной ливерпульской церкви попросили меня помолиться за одного молодого человека, у которого возникли трудности в семейной жизни. Руководители церкви предложи-ли ему поделиться со мной своими проблемами. Он принялся рассказывать о своей жене, о том, как уже некоторое время назад в их отношениях возникла трещина. Ему приходилось самому для себя готовить и стирать. Жена едва разговаривала с ним и держалась по отношению к нему на редкость резко и грубо. Он также рассказал, что она, по-видимому, перестала Интересоваться Богом, отказывается вместе с ним молиться, не посещает церковных собраний, и что вообще в их доме стало как-то тревожно и неуютно.
Пока он все это говорил, моим духом овладело беспокойство. Я вопросил Бога: "Отец, что это со мной происходит? У меня нет никаких причин для беспокойства, если только это не от Тебя?" Я на самом деле очень люблю задавать Богу всякие вопросы: таким образом я очень многое узнаю и многому учусь. Если я чего-то не пониманию, я всегда спрашиваю. И вдруг перед моим взором стала разворачиваться движущаяся картина. Я увидел этого самого человека, который со мной разговаривал, одетого в синий полосатый костюм с красным в полоску галстуком, с портфелем в руках направляющегося к гостинице. С ним была очень красивая рыжеватая женщина, одетая в темно-зеленый делового покроя костюм, с сумочкой руках. Они вошли в эту гостиницу и приблизились к стойке. За стойкой распоряжался некто маленького роста лысый, с черными усами, одетый в черный костюм, белую рубашку и зеленый в горошек галстук. Он зарегистрировал их под фамилией Коулмэн и вручил им ключ от двухместных апартаментов под номером 213. Я увидел, как они вошли в лифт и нажали на кнопку третьего этажа. Дверь лифта закрылась, и видение кончилось.
Я подумал: "Отец, для чего я все это видел?" В ответ я услышал: "Сын мой, расскажи им о своем видении". Я рассказал обо всем увиденном присутствующим. Тот человек весь побелел, и его стала сотрясать дрожь. Руководители церкви обратились к нему: "У вашей жены не рыжие волосы, и фамилия у вас не Коулмэн. Что все это значит?" Так неожиданно мы обнаружили, что уже три года этот молодой человек поддерживал любовную связь с одной из своих сослуживиц. Стоило ли удивляться, что в его семейной жизни возникли проблемы? Его жена не могла ничего доказать, но она чувствовала, что что-то происходит, что в их браке что-то не так. Она была уверена, что у мужа есть с кем-то связь. Она сама не знала, откуда у нее эта уверенность, но она была в этом убеждена.
Таким образом, вновь удивительная благость Божья помогла нам разобраться в ситуации, которую грех и сатана пытались представить таинственной и невероятной.
Сны
Иногда мы видим пророческие сны. Я не очень много сплю и, вероятно, не вижу при этом снов. По крайней мере, когда я просыпаюсь, я ничего не помню. Только два раза в жизни я видел сны, которые запомнил, и в обоих случаях эти сны имели очень важное значение. Обычно же я вообще не знаю, снилось мне что-нибудь или нет? Но моя жена все время видит сны, и многие ее сны весьма знаменательны (Числа 12:6). А что говорится по этому поводу в Библии? Вот только несколько примеров. Бог послал египетскому фараону сон, который мог истолковать только Иосиф. Точно также и Навуходоносору приснился сон, который мог уразуметь один Даниил. Другому Иосифу явился во сне ангел и посоветовал ему жениться на Марии, будущей матери Христа. Этот сон изменил направление мыслей Иосифа, так как до этого у него были сомнения по поводу Марии (Матфея, 1 глава). Трое так называемых волхвов именно во сне получили предупреждение не возвращаться к Ироду. Все эти сны имели большое практическое значение. Позднее Иосифу приснился еще один сон, в котором ему было сказано: "Возьми младенца и беги в Египет".
Даниил умел истолковывать любые видения и сны (Даниил 1:17)- У одного из моих самых близких друзей тоже есть дар истолкования снов. Если вам приснился какой-то сон, вам следует записать его содержание, поразмышлять над ним и поделиться им с другими. Расскажите о вашем сновидении другим верующим, чтобы они высказали свое мнение о нем и помолились о его истолковании. Ваш сон может иметь отношение как к вам самим, так и к какому-то другому человеку. Он может иметь какое-то реальное значение, а может и не иметь, и через несколько недель, мы, возможно, ощутим желание сдать его в "архив". Приобретите привычку записывать свои сны. Относитесь к снам, как к пророчествам. Записывайте их содержание и делитесь увиденным с духовно зрелыми людьми.
Ощущения
Пророчество может основываться и на ощущениях, на внут-ренней убежденности, уверенности - сильной или слабой - в чем-либо. Вот почему мы должны сохранять перед Богом спокойствие духа. Это очень важно. Иногда нас посещают ощущения боли или страдания. Или нами овладевает такое чувство, будто мы смотрим в прошлое. Учитесь читать эти знамения. Значит, в жизни данного человека есть нечто, что обусловило эту боль и страдания. "Хорошо, Отец, я уже начинаю что-то ощущать. Что же я должен говорить?" [Как-то во время собрания я молился об одной женщине, и на меня нахлынуло ощущение удивительного мира, и у меня появилось такое чувство, словно я смотрю в будущее. Я спросил Бога, что это значит, и меня посетило ощущение, что в Жизнь этой женщины в самом скором будущем войдет изобилие Божьего мира. Когда же я прибег к своему пророческому дару; то выяснилось, что Господь намеревается произвести в ее жизни чудесные изменения. А все это началось с ощущений. Многие верующие, начав молиться за других, вдруг осозна-ют, что то, о чем они молятся, относится скорее к области пророчества. Тогда они посередине дела переключаются с молитвы на пророчество.
Вообще говоря, если мы умеем молиться, то мы, вероятно, умеем и пророчествовать. Иногда вместо того, чтобы молиться нам, возможно, было бы лучше минуту переждать, углубиться в собственный дух, задать Господу несколько вопросов и затем пророчествовать соответственно тому, как нас побудит Святой Дух.
Созерцание слов
Иногда пророчествующий видит, как над людьми появляются слова - одно-два, не более. Я сам видел несколько раз, как у кого-то на лбу возникали слова - например, "вера" или "исцеление". Это должно служить для нас знаком того, что Бог намеревается что-то сказать. Тогда нам нужно успокоить свой дух, прийти к Богу и спросить Его, что же именно Он хочет сказать? И в ответ Бог скорее всего пошлет нам пророческое слово.
Первое увиденное нами слово возбуждает наш дух и дает нам приблизительное представление о том, что желает сказать Господь. Например, если мы услышим или увидим, как над кем-то появилось слово "исцеление", это может побудить нас задать Богу следующие вопросы:
- Идет ли речь об исцелении самого этого человека?
- Идет ли речь об исцелении кого-то из членов его семьи или из близких ему людей?
- Означает ли это, что в его церкви проявится дар исцелений?
- Намерен ли Господь наделить этого человека даром исцеления?
- Требует ли Господь наделить этого человека даром исцелений?
По мере того, как мы в своем духе будем задавать Господу эти вопросы, прояснится наше понимание того, что означает это слово. И тогда мы сможем начать пророчествовать.
Точно так же следует поступать в случае, если мы имеем дело со словом, обладающим менее конкретным значением, - например, со словом "Божий мир". Вы полагаете, что Святой Дух желает (как можно предположить, исходя из этого слова) внести в жизнь того или иного человека слово утешения. Где это произойдет? Когда? Каким образом? О каком мире идет речь? В какой жизненной сфере этого человека обстоятельства требуют умиротворения?
Имеются ли в виду финансовые неурядицы, трудности с работой, семейно-родственные проблемы, проблемы со здоровьем, трудности в отношениях с другими людьми и т.п.? В какую конкретную область Господь желает внести мир? Здесь ты должны быть абсолютно уверены в том, что наши сердца настроены на ту же длину волны, что и Господь. Библия учит, что у нас есть Первосвященник, Который не остается равнодушным к нашим немощам. Он всегда настроен на волну наших чувств и ощущений. Пророчествуя, мы стремимся постичь дух слова, а не букву. Пророчество влияет на дух человека, а не на его ум.
Как важно обладать внутренним спокойствием
Голос Господа по временам подобен веянию тихого ветра (см. например 3 Царств, гл.19). Голос Божий бывает так тих и цежен, что нам приходится напрягаться, дабы его услышать, - вот почему так важно учиться сохранять внутреннее спокойствие. Это не обязательно означает, что вы должны в буквальном смысле искать где-то тихого места. Это значит, что вы должны уметь умиротворять бурю у себя внутри - умиротворять полностью свое сердце, ум и дух. Полезно учиться этому умению и упражняться в нем. Это не означает, что мы отвергаем прочь свой разум и свои мысли, что мы пытаемся превратить свой ум в вакуум: мы просто обретаем спокойствие и мир Божий, и слушаем, что говорит нам Господь. Пророку чрезвы-чайно важно всегда сохранять внутреннее спокойствие.
Использование Библии
Пророческом служении нам может оказать помощь Библия. Мне часто случается пророчествовать, взяв за основу какой-то стих из Писания, Стих из Писания западет нам в сердце или в разум, и внезапно в нас возбуждается пророческих дух. Как-то я молился за человека, занимавшего очень ответственный пост в одном политическом учреждении. Сослуживцы ненавидели его за то, что он был исполненным Святым Духом христиани-ном. Все было против него: люди без конца усматривали недо-статки в его работе, насмехались над ним, создавали ему всяческие неудобства. Постоянно подвергаясь такому давлению, он наконец начал задумываться, а не перейти ли ему на другую работу? Его враги желали, чтобы его уволили, а на его должность назначили кого-то из них. Когда мы с ним молились, Бог внушил мне мысль прочесть Псалом 34-й, и, окончив его чичитать, я пришел в возбуждение, так как в этом Псалме речь как раз идет о борьбе с врагами, о вооружении, о вере в то, что Бог - наш спаситель, что восстающие на нас будут постыжены и приведены в смятение, посрамлены и унижены перед Богом; о том, что ангелы помогают нам, что нам следует стоять твердо, радоваться в Господе, и Он избавит нас от всех наших врагов. Вот что я прочел, и мой дух пришел от этого в возбуждение. Я положил Библию и сказал: "Я думаю, Бог хочет сказать вам следующее..." - и начал пророчествовать. А через некоторое время трое главных неприятелей этого человека попали под суд за мошенничество, злоупотребление наркотиками и разбазаривание денежных средств, и были уволены. И что интересно: их места заняли трое исполненных Духом христиан! Вот что означало полученное нами слово, увещевавшее его стоять на своем, бороться и взирать на спасение Божье. И это слово произошло от чтения Писания.
Да, пророческий дар может приводиться в действие самыми разными способами, и нам полезно не замыкаться на каком-то одном из них, но всегда держать свое сердце и свой дух открытыми для любых Божьих влияний.
|