на главную
prophetic.rhema.ru-христианский сайт о пророческом помазании
на главную


Глава 6. Персональные пророчества

из книги "Как развивать свое пророческое дарование"
Грэм Кук

В последние годы было немало споров по поводу таких случаев, когда один какой-то человек совершает на собрании пророческое служение для большого числа людей.

Действительно, подобная практика во многих церквах уже стала нормой. Но насколько это правильно и библейски обоснованно, чтобы один человек несколько часов подряд упражнялся в своем пророческом даровании?

В Писании имеется множество примеров того, как конкретным людям посылались обращенные именно к ним пророчества, однако, в нем абсолютно ничего не говорится по поводу того, чтобы один какой-то человек был в состоянии пророчествовать сразу обо всем. Писание не указывает, хорошо это или плохо.

За годы моего собственного служения я не раз удивлялся тому, какие завышенные требования люди предъявляют тем, кто совершает пророческое служение. Как-то в беседе с руководителем одной церкви, позвонившим мне, чтобы договориться о дате проведения в их общине пророческого служения с моим участием, я спросил его, чего он ожидает от этого служения.

Коротко говоря, его ответ заключался в следующем: он хотел, чтобы я пробыл у них несколько дней, и за это время совершил пророческое служение для церкви в целом - в смысле определения ее теперешнего положения, и указания целей и направления ее деятельности в дальнейшем, а также, чтобы я совершил пророческое служение для всех членов общины по отдельности! Я спросил его, не желает ли он, чтобы я провел в их общине учебный семинар по вопросам пророческого служения, чтобы побудить людей самих развивать в себе пророческие дарования. Он ответил: "Нет, я хочу, чтобы вы пришли и совершили у нас пророческое служение, а не проводили какие-то там семинары!"

Я задал ему второй вопрос: "Предположим, что я явлюсь к вам, и тут Святой Дух не позволит мне совершать пророческое служение... и что тогда?" Пару минут на другом конце провода царило молчание. Наконец до меня донеслось: "Но вы же ведь пророк!"

На самом же деле, за последние двадцать лет у меня было несколько случаев, когда Святой Дух запрещал мне проводить пророческое служение. Последний раз такое произошло в этом самом году, во время одного церковного уик-энда. Входя в здание церкви, я ощутил, как Святой Дух сказал мне: "В этот уик-энд тебе не следует пророчествовать ни при каких обстоятельствах".

Весь уик-энд церковное руководство оказывало на меня усиленное давление - как открыто, так и подспудно. Меня упорно побуждали высказаться по поводу состояния церкви и истинных взаимоотношений ее членов, а также уровня их взаимного единства. Утром в понедельник, после одного из самых тяжелых для меня уик-эндов, я понял, что пророчествующий должен всегда быть готов к тому, что и церковное руководство, и стадо может подвергнуть его злословию, необоснованной критике и недоброжелательству. Проще говоря, тот человек, о котором я упоминал выше, хотел, чтобы я появился у них в общине, взмахнул волшебной палочкой и пророчески предрек чудесные изменения в сердцах всех его людей.

Вместо этого, я, прийдя, попытался научить их на основании Писания всему, в чем они нуждались. Тогда тот пастор объявил, что он обманулся в ожиданиях относительно меня и моего служения. Истина, однако, состоит в том, что, если мы прежде не проявим готовности послушания записанному Слову Божьему, то мы зачастую можем лишиться права слышания новых откровений Божьих, это во-первых. Во-вторых, нам не следует относиться к пророкам, как к своего рода чародеям, или фокусникам. Пророки находятся здесь не для того, чтобы извлекать из шляпы или заставлять исчезать всякие занятные предметы, и не для того, чтобы производить чудесные перемены в человеческих сердцах без необходимости повиновения Господу.

Один пастор как-то пригласил меня посетить их церковь и высказаться на предложенную им тему. Великолепно, подумал я, и никакого пророческого служения! После молитвы я почувствовал, что мне пора выступать. Однако, пока я добирался до кафедры, он принялся усиленно рекламировать мои пророческие дарования, что пробудило во мне беспокойство. Затем он призвал присутствующих встать со своих мест и приготовиться к участию в пророческом служении!

Меня внезапно осенило, что я здесь не для того, чтобы выступать на тему "Созидание новой церкви", а именно для того, чтобы проводить пророческое служение! Когда же я попытался высказать протест, уже стоя на сцене рядом с ним, он заявил мне, что Господь его уведомил, будто у меня найдется что сказать для всей его паствы.

Я начал склоняться к тому, чтобы покинуть это собрание, не проводя никакого служения. В виде любезности я согласился лишь помолиться за некоторых из присутствующих. После собрания один человек сказал мне, что за несколько дней до того ему позвонил пастор и сообщил, что у них запланировано проведение пророческого служения.

Просто совершенно необходимо установить правила использования в церкви этих пяти служебных даров. Люди, совершающие то или иное служение, не являются ни чародеями, ни фокусниками, и не претендуют занять место Самого Бога. Если ожидается, что кто-то придет и проведет обширное пророческое служение, дело может дойти до злоупотреблений со стороны собравшихся. Однако продолжительное непрерывное служение порождает усталость, недостаток концентрации, стремление поскорее с этим покончить, и все это приводит к ошибкам.

Есть много примеров того, как один пророк совершал служение сразу для целых групп людей. Есть также примеры того, как отдельным верующим пророчества возвещались через посредство пресвитеров.

Что представляет собой институт пресвитерства?

На протяжении истории церкви функции института пресвитерства подвергались различным изменениям. В некоторых местах он представлял собой своего рода консультативный совет, собиравшийся для заседаний, когда церковь сталкивалась с какими-то трудностями. Жизненный опыт и мудрость этих людей могли оказать церкви немалую услугу. В других местах пресвитерами назывались люди, представлявшие свои церкви нa региональном уровне во время национальных конференций или съездов, когда нужно было принимать решения по вопросам повестки дня. Пресвитеры могли также входить в регио-нальный комитет какой-то из деноминаций, целью которого было распространение своего вероучения за пределами своих церквей.

Однако, если мы исследуем функции института пресвитерства в библейские времена, мы обнаружим нечто иное. Писание показывает, что пресвитерами именовались люди, облеченные пророческими полномочиями, которые, в зависимости от требований ситуации, совершали молитвенное или пророческое служение как для отдельных людей, так и для целых церквей. (Деяния 13:1-3; 1 Тимофею 4:14). В их число могли входить пастыри поместной церкви, или люди, наделенные каким-либо из пяти служебных даров, приглашавшиеся в церковь по какому-то особому случаю.

Назначение пресвитера состояло не только в том, чтобы назидать, увещевать и утешать верующих, но и чтобы направлять их, помогать им осознавать в себе Божье призвание, назначать конкретных людей на то или иное служение и возвещать им волю Божью или Божьи благословения. Они могли и отстранить кого-то от какого-то служения или от руководящих обязанностей; могли придать верующим новый импульс и свежий взгляд на их отношения с Господом, или пророчески указать направление всей деятельности церкви. Пресвитеры очень многое делали для укрепления веры членов церкви и могли выступать в качестве главных каналов для излияния благословений на Тело Христово.

Во время конференций по вопросам пророческого служения всегда избираю комитет из помазанных Духом служителей, который, с разрешения и одобрения местного церковного руководства, исполняет в ходе данного мероприятия функции собрания пресвитеров.

Пресвитер, так же как и любой из пророчествующих, находится в подчинении у местного церковного руководства, перед которым он несет ответственность за все свои слова и поступки. В виду этого нуждается в уточнении, кто конкретно из собрания пресвитеров должен отчитываться в особых случаях. Применительно ко мне, когда я исполняю функции руководителя всего собрания пресвитеров, это означает, что я и понесу всю ответственность, если что-то пойдет не так. В начале мероприятия я всегда прошу присутствующих обращаться с вопросами к любому из пресвитеров (копия обращения направляется ко мне), и если с этой стороны помощь или поддержка не придет, или ответ будет сочтен неудовлетворительным, тогда человек может обратиться ко мне, и я приму данный вопрос к рассмотрению совместно с тем пресвитером, которо-му он ранее был направлен. Если же человек не удовлетворяется моим ответом, мы обязаны пригласить независимого арбитра, который, разобравшись с сутью дела, вынесет свое непредвзятое решение.

Собрание пророков

В Библии много раз упоминаются организованные группы пророков, совместно совершающих свое служение, например во времена Самуила (1 Царств 10:5-10, 19:20). Во времена Илии, некто Авдий (домоправитель царя Ахава) скрывал в пещерах от преследований сто пророков (3 Царств 18:4).

Несколько раз упоминаются также сыны пророков из Вефиля и из Иерихона, которые, по-видимому, были двумя главными центрами по подготовке пророков (4 Царств 2:3-7). Говорится и о пророках (во множественном числе), пришедших в Антиохию из Иерусалима (Деяния 11:27,3:1), уже в Новозаветные времена.

"Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их" (Деяния 15:32).

В тексте не указывается, касалось ли "обильное слово" нужд церкви в целом, или отдельных верующих, или и того, и другого! Между всем этим не усматривается никакого различия.

"И пророки (множественное число) пусть говорят..." (1 Коринфянам 14:29).

В 1 Коринфянам 14:3-4 Павел высказывает некоторые замечания по поводу пророческого служения. Он указывает на то что говорение на языках, при отсутствии во время публичной демонстрации этого дара одновременного истолкования, могущего послужить для церкви благословением, затрагивает в большей степени самого обладателя этого дара, говорит о том, что пророчество может быть обращено как к отдельным людям, так и к церкви в целом: "...кто пророчествует, тот говорит людям..." (т.е. отдельным верующим), и: "...кто пророчествует, тот назидает церковь...", - (общину в целом).

В Библии намного больше говорится о том, что каждый верующий в состоянии пророчествовать, чем о том, что один верующий может пророчествовать сразу для всех! (1 Коринфянам 14:24,31). Я твердо убежден, что роль пророка состоит в том, чтобы обучать людей и помогать им правильно употреблять этот дар, способствовать внедрению пророческого служения в Тело Христово, а не в том, чтобы без конца изрекать пророчества по поводу всех членов церкви. Пророки, совместно с людьми, подвивающимися в апостольском служении, должны всячески содействовать созиданию церкви.

Кто нуждается в пророческом служении?

Во-первых, это, конечно же, те верующие, у которых не все обстоит благополучно в духовном смысле, и которые могут нуждаться в увещевании, наставлении или утешении. Руководители в каждой церкви должны всегда заблаговременно, еще до проведения пророческого служения, исследовать нужды своей паствы. Во многих случаях человеку более важно проявлять веру и твердо держатся истин, данных в Писании, чем обращаться к Богу через посредство пророческого служения. Люди постоянно сами себя впутывают в неприятности из-за того, что не проявляют внимания или послушания истинам, записанным в Библии. Нам следует побуждать людей перестать рассматривать пророческое служение, как кратчайший путь к Богу. Верующие, принадлежащие к новозаветной церкви, должны оставить привычку обращаться к пророчествующим всякий раз, когда они оказываются перед необходимостью принять какое-то решение. У них есть Писание, есть возможность общения с другими святыми, есть возможность поручать наставления от обитающего в них Святого Духа и есть личные взаимоотношения с нашим любящим Создателем.

Постоянное обращение за помощью к пророчествующим может стать для нас препятствием к достижению духовной зрелости, ибо нам необходимо самим учиться познавать волю Божью для себя. Если мы не в состоянии расслышать голос Божий, обращающийся непосредственно к нам, то как мы можем рассчитывать услышать голос Божий, сообщающий нам что-то, касающееся других людей и их обстоятельств? Огромным преимуществом является также наша жизнь во Христе и наше право первородства в Нем. И мы, ни в коем случае не должны пренебрегать этим преимуществом.

Святой Дух наставит нас во всякой истине. Он вдохновляет нас к постижению истины. Когда люди обращаются ко мне с просьбой провести для них пророческое служение, я обычно задаю им несколько вопросов касательно их отношений с Богом, образа жизни и успехов в молитве. Очень часто мне приходиться давать им совет, как добиться более тесного общения с Господом, а также молиться о ниспослании на них благословения - но только не пророчествовать. Кроме того, в последние несколько лет я включил в план учебных занятий на своих конференциях, посвященных вопросам пророческого служения, семинар "Познание воли Божьей".

Когда уместно обращаться к пророческому служению, а когда - к исследованию Писания?

Ответ на этот вопрос пророк может уяснить, изучив обстоятельства дела, по поводу которого к нему обратились за помощью. Я всегда прибегаю к Господу за дополнительными сведениями (это могут быть какие-то неизвестные мне факты по данному вопросу), которые помогут мне решить, искать ли помощи от Господа на страницах Писания или через посредство пророческого служения.

Один юноша попросил меня помолиться за него и совершить для него пророческое служение, ибо сатана постоянно преследовал его и на работе, и дома, и в церкви. Он чувствовал, что вплотную приблизился к вступлению на новый уровень духовного развития, и осознавал, что сатана прилагает все усилия, чтобы помешать ему. Он надеялся, что пророческое служение окажет ему необходимую помощь и поддержку. Так он изложил мне суть дела.

Когда я обратился к Господу за добавочной информацией, Он показал моему духовному взору несколько картин. Так, я увидел, как этот юноша является с опозданием на работу. По утрам он никак не мог заставить себя поскорее встать с постели, а затем грубо ссорился с матерью, виня ее в своих опозданиях. Далее я увидел его спальню: она выглядела так, словно в ней проживало стадо свиней. Затем я увидел, как он ворует деньги из сумочки своей матери. В моем духе зазвучал стих из Исхода 20:12, заповедующий: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле..." (см. также Второзаконие 5:16).

Мне пришлось сообщить этому молодому человеку, что ни сатана, ни другие люди не виноваты в создавшемся положении. Сам Бог выступил против него, мстя за его мать. И он не нуждается ни в каком пророческом служении, а нуждается в покаянии и в изменении своего образа жизни.

Руководители церквей, служители и духовно зрелые люди

В помощи со стороны пророков нуждаются все- она придает людям импульс к достижению еще больших успехов. Мы занимаемся воспитанием борцов - людей, готовых положить свои жизни во имя небесных целей.

Огромная трудность - особенно на Западе - заключается в том, что наши церкви в большинстве своем ориентируются на удовлетворение разных человеческих потребностей. Верующие зачастую не соответствуют требованиям Царства Божьего. Суть Евангелия состоит в следующем: "Иисус Христос - есть Господь; примите это к сведению и поступайте, как знаете". Но людям не сообщают истины о том, что Иисус является как Спасителем, так и Господом. Людям все это представляют в ином, препарированном виде, уверяя что, стоит им только прийти к Иисусу - и все их нужды будут удовлетворены, а все проблемы разрушены. Это совершенно неверно.

Иисус не только говорил о Себе, что Он является Господом и Спасителем. Он ясно предупреждал и о том, что Его последователи столкнуться с противодействием и враждой. Мы можем потерять своих родителей, свою семью, своих друзей. За исповедание нашей веры нам будет угрожать тюрьма, побои, даже смерть. Верующие должны быть готовы за Иисуса отдать свою жизнь (как в буквальном, так и в переносном смысле). Да, Иисус во всеуслышание объявил:

"Не мир пришел Я принести, но меч" (Матфея 10:34) и еще: "В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир" (Иоанна 16:33).

Евангелие несет с собой скорбь. Но оно также несет с собой Искупление, мир, прощение, очищение, возрождение и любовь. и тем не менее, Евангелие будет причинять нам скорбь, ибо оно ввергнет нас в столкновение с миром сим, принципы которого полностью противоположны требованиям Царствия небесного. Поэтому нам необходимо воспитывать из людей настоящих бойцов, которые смогут и сами устоять в борьбе, и повести за собой других. Такие люди всегда будут подвергаться нападкам большинства, побуждаемого к этому происками сатаны.

И здесь церковь совершает две большие ошибки. Во-первых, вследствие своей ориентации на удовлетворение человеческих запросов, ей приходится чрезмерно много времени уделять соответствующим видам деятельности. Верующие, нуждающиеся в чем-либо, отвлекают все внимание, а те, которые внешне не нуждаются ни в чем, не получают практически никакой помощи и поддержки. И именно те члены церкви, которые помогают другим, сами же получают помощи и поддержки Меньше всех остальных. Единственно когда на них обращают обычно внимание, это если у них самих вдруг пойдет что-то не так, как следует. Таким образом, у нас сложилась система которая превращает наших героев в несчастные жертвы.

Вторая наша ошибка состоит в том, что в наших церквах почти не уделяется внимания обучению и подготовке верующих. Мы забываем о необходимости воспитания борцов, способных идти вперед и добиваться успехов. В этом деле важную роль играет пророческое служение. Духовно зрелых верующих следует нацеливать на дальнейшее обучение и дела, сопровождающиеся молитвами, а также оказывать им всяческую помощь через посредство пророческого служения.

Если мы не хотим, чтобы наши герои превратились в страдальцев, нам надо как следует подумать над тем, каким образом их использовать и какую поддержку им необходимо оказывать. Постоянное и непрерывное употребление любого дара может привести к его притуплению. Пророческое же служение способно вернуть ему остроту. Оно помргает людям еще дальше продвинуться в овладении своими) дарами, в осознании своей ответственности и в способности оказывать влияние на других.

Пророческое служение может также освободить человека от сомнений и неверия, раскрывая ему Божьи намерения и новые возможности для служения. Оно может расширить видение цели как у отдельного человека, так и у целой группы людей. Оно придает новый импульс записанному в Библии откровению, в результате чего в людях возрастает вера и расцветает надежда. Пророческое служение способствует умножению в нас веры и понимания, углублению и укреплению наших отношений с Господом и придает новый стимул к служению Ему.

Тут следует сказать вот о чем еще: все пророчества, обращенные к конкретным людям, обладают тремя общими свойствами. В какие бы слова не были облечены эти пророчества, они всегда бывают неполными, в определенной мере условными и рассчитанными на наше послушание, и имеют тенденцию к дальнейшему развитию.

Пророчество содержит в себе неполноту

Апостол Павел писал: "Мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем" (1 Коринфянам 13:9).

Посылаемое нам слово знания - это малая, бесконечно малая величина в сравнении с совершенным знанием Божьим, частью которого оно является. Подобным же образом, пророческое служение приоткрывает нам лишь малую часть Божьих намерений относительно нас.

Во Второзаконии 29:29 говорится: "Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего".

Таким образом, у Бога есть сокрытые истины, а есть и такие, которые Он нам открывает. И Он ожидает, что мы примем в свое владение те истины, которые Он открывает нам, и признаем их своими. Они должны "принадлежать" нам и нашим потомкам. Эти истины должны передаваться от родителей к детям, из поколения в поколение. Самое же главное в том, чтобы мы, имея истину, не оставались к ней безучастными, но "исполняли" все заповеданное нам.

Пророчество тоже содержит в себе истину, оно открывает Божьи помыслы и намерения. Бог истинен, поэтому, если мы точно передаем Его помыслы и намерения, мы автоматически говорим, истину.

Бог открывает нам всегда только то, в чем мы нуждаемся, чтобы исполнять Его волю в данное время и в данном месте. То, что по Его мнению нам знать не следует, Он от пророчествующих утаивает. Как сказал Елисей:

"Господь скрыл (это) от меня и не объявил мне" (4 Царств 4:27).

Иными словами: "Я этого не знаю".

Разными пророками было высказано множество пророчеств относительно жизни Иисуса. Все это были отдельные части одного большого пророчества. Так, один из пророков видел Иисуса в образе раба, подвергающегося бичеванию, претерпевающего тяжкие страдания и смерть. Другой видел успехи Победоносного владычества Иисуса. Еще один говорил о вечном Царстве, правителем которого будет Сын Божий. Бывают случаи, когда отдельные пророчества, касающиеся какого-то Конкретного человека, складываются в некое подобие картинки-загадки. Чтобы увидеть всю картину, нужно иметь все ее части.

Никакое пророчество не откроет нам всего, что имеет к нам отношение. Зачастую в пророчестве уделяется детальное внимание какой-то одной области нашей жизни, дается пара замечаний касательно другой области, а обо всем остальном не говорится ничего. Бывают случаи, когда в пророчестве можно проследить какие-то несколько этапов из нашей будущей жизни, которые нам доведется пройти.

Кроме того, как ни странно, в пророчестве могут содержаться положительные сведения о нашем будущем, и в то же время может ничего не говориться о предстоящих нам трудностях. Сатанинские происки, некрасивое по отношению к нам поведение других людей, тяжкие разочарования, подстерегающие нас в наших стараниях исполнить свое призвание, - обо всем этом в пророчестве может быть не сказано ни слова. Иногда, обращаясь мыслями к прошлому, я желал, чтобы хоть в каком-то пророчестве упоминалось о тех бедах, с которыми мне приходилось сталкиваться. По крайней мере, я тогда сумел бы к ним подготовиться и, возможно, проявил бы во время испытаний больше выдержки и твердости.

Во сне, приснившемуся Иосифу (Бытие, 37 гл.), не было ни малейшего намека на тот ужасный поворот в его судьбе, который произошел вскоре после того, как он рассказал об этом сне своим братьям. И пока он предавался приятным размышлениям о предсказанном ему во сне его будущем господстве над братьями, он внезапно оказался связан и брошен в ров. Этот кошмар продолжился, когда его продали в рабство, и завершился египетской тюрьмой. Прежде чем его сон исполнился, прошло много времени, около 24 лет.

Когда Самуил помазал Давида на царство (1 Царств, 16 гл.), тогда и речи не было о том, что ему придется провести пол жизни, скрываясь в пещерах в компании мятежников. Не говорилось тогда и о том, что ему придется какое-то время жить у филистимлян и участвовать во всех их планах. Не упомянуто ни словом оказалось и то, что его собственный народ будет преследовать его через всю пустыню с намерением лишить его жизни. Не было предсказано и то обстоятельство, что ему придется притвориться безумным, чтобы выпутаться из затруднительной ситуации, или то, что он потеряет своего лучшего друга!

Итак, в пророчестве всегда открывается лишь какая-то часть Божьих намерений относительно нас. Поэтому не впадайте в отчаяние, если в обращенном к вам пророчестве отсутствует упоминание о каких-либо касающихся вас обстоятельствах.

Благость Божья не одобряет греха

Если в нашей жизни имеются какие-то проблемы или тайные грехи, если мы находимся в рабстве у какой-либо дурной привычки, или проявляем неповиновение каким-либо Господним заповедям, а в обращенном к нам пророчестве совершенно отсутствуют любые негативные моменты, нам не стоит заключать из этого, что Господь полностью одобряет наше поведение и наш образ жизни, и сквозь пальцы смотрит на наши грехи.

В свое время в подобной ситуации оказался Моисей (Исход, гл. 3 и 4): ему было пророчески предсказано, что он освободит Израиль из рабства и введет его в обетованную землю Ханаанскую. Это предсказание было наглядно подтверждено проявлениями силы Божьей: жезл Моисея превратился в змея, а рука его побелела от проказы.

В конце концов, Моисей, по некоторым размышлениям, направился в Египет. В пути случилось, что с ним встретился Бог и вознамерился его умертвить. Почему? Моисей согрешил перед Богом, не обрезав своего сына (Исход 4:24-26). Моисей, назначенный на роль освободителя Божьего народа, был бы не в состоянии успешно исполнить свое служение, если бы прежде сам не выполнил условий завета с Господом. Обрезание было одним из этих условий. Проявив непослушание, он этим подорвал свои отношения с Богом. Поэтому, несмотря на все, что было ему предсказано, он по-прежнему оставался в состоянии вражды с Богом, ибо не исполнил заповеданного в откровении!

Однако, Господь ни словом не упомянул об этом обстоятельстве, когда посылал Моисея в Египет. Но отсутствие упоминания о грехе еще не означало, что Господь одобрял его Непослушание. Тот факт, что Моисей пренебрег условием данного Аврааму завета, самым отрицательным образом сказалось на его взаимоотношениях с Богом.

Мы все, несомненно, много раз наблюдали подобные случаи в наших церквах, когда в грех впадал кто-то из занимающих руководящие должности. Мне доводилось с некоторыми подобными людьми делить сцену во время выступлений, слышать обращенные к ним пророчества и тем не менее через несколько месяцев быть свидетелями их нравственного падения, причины которого коренились в их безбожном поведении, длившемся порой годы.

Мне случалось состоять в отношениях близкой дружбы и сотрудничестве с людьми, занимавшими руководящие должности и в то же время имевшими на совести тяжкие грехи. Причем они могли вести греховный образ жизни на протяжении всей нашей дружбы, а я об этом совсем ничего не знал.

Оглядываясь назад, я обнаруживаю, что в поведении всех этих людей была одна общая черта. Все они были уверены в том, что, поскольку они были помазаны на свое служение Святым Духом и успешно исполняли его, и поскольку в относящихся к ним пророчествах ни разу не упоминалось об их безбожном образе жизни - значит, Бог и не придает этому никакого значения!

Как только подобный образ мыслей начинает укореняться в нашем сознании, у Господа не остается иного выбора, как только во всеуслышание объявить другим об истинном положении дел. Ни один из упоминавшихся выше людей не сознался в своих проступках и не попросил о помощи. Истина об их поведении всегда открывалась самим ходом событий. Ни один из них не принял церковных воспитательных мер и не проявил подлинного смирения. Будучи раскрытыми, они испытывали раскаяние, но в то же время сопротивлялись любым попыткам как-то воздействовать на их образ жизни.

Бывает, что в обращенном к нам пророчестве ничего не говорится как раз по поводу тех наших обстоятельств, которые нас беспокоят. Важно, чтобы мы в таких случаях не впадали в разочарование. Через пророческое служение Господь указывает на те обстоятельства нашей жизни, которым Он Сам желает уделить наибольшее внимание. Поэтому мы должны всегда старательно прислушиваться к голосу Духа Святого.

Случается, что в нашей жизни все идет вверх дном и на нас обрушиваются всевозможные беды, а в пророчестве нам рисуется наше будущее в самых радужных тонах. Что ж, в таких случаях мы, по крайней мере, имеем возможность знать, что если мы подчинимся руководству Святого Духа, то в конце концов выберемся из этой трясины на твердую землю!

Пророчества, имеющие тенденцию к дальнейшему развитию

Обращаясь к нам через посредство пророческого служения, Господь никогда не открывает нам полностью всех Своих намерений. Обычно Он сосредоточивает наше внимание на том, что имеет непосредственное отношение к нашему настоящему и к ближайшему будущему. Если мы будем старательно придерживаться данных в пророчестве указаний, то обнаружим, как перед нами выстраиваются все более обширные перспективы.

Из множества пророчеств, полученных мною в свое время из разных, совершенно не связанных друг с другом источников, у меня сложилась последовательная картина того, каким образом Бог намеревается руководить и направлять меня в моих путях. Каждое слово утверждало и укрепляло во мне осознание цели. Иногда случалось, что какое-то новое пророчество открывало передо мной неизвестные до того возможности. Порой в очередном пророчестве слегка переставлялись акценты на каком-то указании, уже высказанном задолго до этого, но о котором я или почти забыл, или не последовал ему в полной мере.

Если мы получаем раз за разом подобные пророчества, мы должны осознать, что Господь таким образом заключает с нами завет. Обычно Он делает это посредством Писания, однако Он может воспользоваться для этого и пророческим служением. Обращаясь взглядом в прошлое, я вижу, что этот аспект Завета с Богом неизменно присутствовал во всех пророчествах, полученных мною на протяжении многих лет. Чтобы правильно понять эту сторону пророческой деятельности, мы должны исследовать, при каких обстоятельствах она впервые упоминался в Писании. Можно вообще сказать, что, когда Бог делает что-либо в первый раз, Он этим самым создает прецедент, то есть некий образец, пример, которому должно следовать.

Классическим примером в данном случае является жизнь Авраама, отца многих народов, патриарха и одного из тех, с кем Господь заключил полный и совершенный завет. Жизнь Авраама проходила под знаком завета, поэтому мы правильно сделаем, если исследуем, какую роль в его жизни играли пророчества. Идя этим путем, мы увидим, как каждое последовательное пророчество вносит в наш образец все новые черты.

Поскольку каждое новое пророчество опирается на предыдущие, мы увидим, как Господь последовательно обращается к нам со словами, содержащими подтверждение сказанному ранее, со словами, по-иному переставляющими акценты на предыдущих пророчествах, с указаниями о том, что нам надо сделать, со словами восстанавливающими прежние обетования, и, наконец, с новыми откровениями, показывающими нам доселе не известные перспективы.

В первый раз Господь обратился к Аврааму, когда тому было семьдесят пять лет. Он дал ему великое обетование, что от него произойдет великий народ, и что через него благословятся все народы земли (Бытие 12:1-5). Господь повелел Аврааму покинуть то место, где он тогда жил, и отправиться в землю, которую Он ему укажет.

Когда Авраам достиг Ханаана, Бог во второй раз обратился к нему со Своим словом и подтвердил, что эта земля будет принадлежать его потомкам (Бытие 12:7).

После того, как они с Лотом разошлись, Авраам удостоился третьего пророчества (Бытие 13:14-17), в котором Бог слегка переставил акценты на сказанном ранее, указав, что эта земля будет принадлежать ему и его потомству. Он также получил указание: "Возведи очи твои и посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу", - и еще: "Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее". Подобные пророческие указания обычно даются с целью побудить нас всесторонне изучить и принять в свое владение то, что посылает нам Господь. В данном случае Авраам должен был вступить во владение землей, предназначенной как для него самого, так и для его будущих потомков. Повинуясь данному ему указанию, он осуществил свое право на владение Ханааном.

Ему было также дано новое откровение, содержащее предсказание того, что его потомство будет многочисленно, "как песок земной". Подобные выражения Господь употребляет с целью расширить и углубить наши зачастую слишком суженные и мелкие представления о Нем и о Его могуществе, умножить нашу веру в Него.

Когда Аврааму было 83 года, Господь в четвертый раз обратил к нему Свое пророческое слово. Это слово содержало в себе как некоторые совершенно новые предсказания и обетования, так и вновь подтверждало все сказанное ранее (Бытие, 15 гл.). Авраам был бездетен, и страдал от этого. Бог пообещал ему, что у него будет сын, который "произойдет из чресл твоих". Сказано совершенно ясно: твой собственный сын, не приемный, именно происшедший из чресл твоих. Это было новое обетование, но оно также и расставляло по-иному акценты на ранее данных Аврааму пророчествах. Ранее ему было предсказано, что его потомство будет многочисленно, "как песок земной", теперь же говорилось, что оно будет многочисленно, "как звезды небесные".

Далее, были добавлены новые подробности к обетованию "дать (Аврааму) землю сию во владение". Бог повторил это обетование, но добавил указание относительно пределов земли обетованной (15:18). Это делает еще более непростительным то) неверие и непослушание, которое израильтяне проявили в Кадес-Варни (Числа, гл.13 и 14).

В этом четвертом пророчестве Аврааму не только были точно предсказаны пределы земли обетованной, но также и указаны те народы, которые придется покорить, чтобы завладеть этой землей.

Далее речь пошла о событиях, имеющих произойти через целых 400 лет. Бог предсказал Израилю египетское рабство, освобождение от него и даже то, что они покинут Египет "с большим имуществом", а их преследователи понесут наказание.

Все это было скреплено по инициативе Господней заключением завета. Содержащиеся в пророчестве предсказания о будущем вдохновляют нас на исполнение условий завета. Они привязывают наше внимание к Господу и к нашей судьбе. Подобного рода пророчества, имеющие явную тенденцию к дальнейшему развитию, играют весьма важную роль в пророческом служении.

Когда Аврааму было 99 лет, Бог удостоил его пятого пророчества, содержащего несколько новых важных моментов (Бытие, 17 гл.).

Во-первых, ему дано было новое указание: "Будь непорочен". Бог приступил к перечислению условий, при соблюдении которых пророчество будет исполнено. Во-вторых, Бог восстановил Свои предыдущие пророческие обетования Аврааму, снабдив их новыми акцентами и подробностями (Бытие 17:2-8). В этой связи интересно также то, что в тот раз Бог трижды сделал ударение на том, что от Авраама произойдет "множество народов". Это показывает всю значительность Божьих намерений! Кроме того, имя Аврама было изменено на Авраама, что означает "отец множества". Это обстоятельство еще более прояснило и утвердило Божьи намерения относительно Авраама. Теперь каждый раз, когда Авраам слышал свое новое имя, в его сознании всплывали слова: "Ты будешь отцом множества народов". Дав ему это имя, Бог гарантировал исполнение Своего обетования. В этом имени заключалась мысль об исполнении обетования, да и имя само по себе было обетованием! Подобным образом и имя Иисуса само по себе является обетованием: просите во имя Мое, и Я сделаю это! (Иоанн 15:16).

Это пророчество также расширяло масштабы данного Аврааму обетования: из отца одного народа он превращался в отца множества народов. Кроме того, ему вновь было восстановлено обетование о владении Ханааном (Бытие 17:8).

Далее, Авраам получил несколько новых указаний. Ему были объяснены некоторые подробности по поводу того завета, который намеревался заключить с ним Господь. Особенностью подобного рода пророчеств является то, что по мере своего развития они приобретают все более личные и сокровенные черты. Бог дал Аврааму завет обрезания, символизировавший идею отделения от мира для служения Господу.

Далее, в этом пророчестве, впервые за 24 года, особо была упомянута Сара, как мать этого обетованного семени. Ее имя также было изменено с Сары на Сарру (госпожа, царица, мать множества), отражая тот факт, что она должна была сыграть большую роль в исполнении пророчеств, данных ее мужу. Именно она должна была родить ему сына!

В этом пророчестве замечательно сочетаются элементы новых откровений, подтверждения и восстановления прежних обетований и новых указаний. Все это добавляется к первоначальному пророчеству, воочию являя его развитие.

Шестое пророчество было ниспослано Аврааму на фоне событий вокруг Содома и Гоморры (Бытие 18:17-19). Это было как бы косвенное пророчество - не обращенное непосредственно к Аврааму, а высказанное в его присутствии. Я причисляю его к пророчествам, ибо в нем нашли отражение помыслы и намерения Божьи в отношении Авраама. Оно удивительным образом открывает нам путь размышлений Бога, в то время, как Он произносил эти пророческие слова.

Слыша обращенное к нам пророчество, мы первым делом ощущаем волнение и возбуждение. В дальнейшем от нас при любых обстоятельствах требуется проявление веры. В описываемой ситуации мы видим, как Господь, уже дав Аврааму пророчество, сам продолжает над ним размышлять и развивать его.

За двадцать лет своего пророческого служения я сотни раз встречался с людьми, которые пренебрегли данными им пророчествами и вместо этого углубились в собственные проблемы. Я убежден, что Бог никогда не забывает о сказанных Им словах. Когда Он что-то говорит, Он творит, ибо Его слово обладает созидательной силой. Он никогда не забывает о высказанных Им пророчествах.

И на этот раз мы вновь видим восстановление двух ранее данных Аврааму обетовании о том, что от него произойдет "народ великий и сильный", и о том, что "благословятся в нем все народы земли" (ст. 18). В стихе 19 следует уже новое откровение:

"Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем".

В этом - главное условие исполнения пророчества. Нашей целью должно быть "творить правду и суд". При соблюдении этого условия Бог всегда исполняет данные Им обетования - как запечатленные в Библии, так и высказанные через ныне живущих пророков.

Чего требует от нас Господь?

"...действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом..." (Михей 6:8).

В седьмой и последний раз Аврааму было даровано пророческое слово после выдержанного им испытания с принесением в жертву Исаака (Бытие 22:15-18). Испытание является неотъемлемой частью любых наших взаимоотношений с Господом, базирующихся на основе пророческих предсказаний. Господь должен знать, чему мы придаем большее значение: тем перспективам, которые Он Сам нам пророчески открыл, или добрым взаимоотношениям с Ним.

В деле исполнения, предсказанное в пророчестве испытание имеет абсолютное, решающее значение. Когда Авраам с честью выдержал испытание, Господь закрепил данные ему прежде обетования непреложной клятвой:

"...Мною клянусь, ...что, так как ты сделал сие дело... то Я... благословлю тебя..." (Бытие 22:16-18).

Данное пророчество теперь перешло в новую плоскость, превратившись из относительного и условного в абсолютное и безусловное. Оно непременно должно было исполниться, ибо теперь на карту оказалось поставлено Божье собственное имя ("Мною клянусь"). Авраам с честью прошел назначенное ему испытание. Теперь наступило время Господу сдержать Свое слово.

И здесь мы вновь видим новую расстановку акцентов над словами, впервые произнесенными почти за 50 лет до того. "...Я... умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря..."

Новым в этом пророчестве является и обетование "...овладеет семя твое городами врагов своих...", относящееся к завоеванию Ханаана и последующим за тем событиям. В этой связи интересно отметить, что первое сражение израильтян на земле Ханаан, сопровождавшееся взятием города Иерихона, основывалось на пророчестве, данном Иисусу Навину (Иисус Навин, 6 гл.) Таким образом, Иисус Навин внес весомый вклад в осуществление данных Аврааму обетовании о том, что потомство последнего будет владеть этой землей. Как это было удивительно - участвовать в сражении, исход которого был уже предрешен 400 лет назад!

Это просто замечательно - в течение своей жизни иметь возможность наблюдать постепенное исполнение пророчества! Чтобы в один прекрасный момент мы, подобно Петру, Могли сказать:

"...это есть предреченное пророком..." (Деяния 2:16).

В настоящее время я продолжаю наблюдать в своей жизни осуществление пророчества, данного мне в 1974 году. Во всех пророчествах, полученных мною с тех пор, я имел возможность проследить за дальнейшим развитием Божьих намерений в отношении меня.

Из примера Авраама мы можем уяснить, что многие пророчества, обращенные к отдельным личностям, могут развиваться и углубляться в продолжении всей их жизни по мере того, как Бог открывает им Свои намерения во все большей полноте. Как раскрытие Божьих замыслов относительно нас, так и их осуществление может оказаться длительным процессом и растянуться на много лет. Однако Господь в таких случаях никогда не теряет из виду главной цели.

Авраам и Сарра 25 лет ожидали рождения Исаака. Давид ждал более 20 лет, чтобы на самом деле стать царем. Иосиф 22 года ожидал исполнения своего сна. В 1976 году мне было пророчески предсказано, что я буду работать в Америке и приобрету значительное влияние на тамошние церкви. И лишь в1992 году, спустя 17 лет ожиданий, молитв и приготовлений, я наконец выступил в Америке с первой своей проповедью. Христианин, желающий немедленного, безотлагательного осуществления всего, что было ему предсказано, есть враг постоянства. Такой христианин не выдержит выпавших на его долю испытаний и никогда не дорастет до духовной зрелости.

Осуществление пророчеств зависит от определенных условий и нашего послушания

Пророчества, обращенные к отдельным личностям, никогда не бывают безусловными. Все, о чем в них идет речь, - это лишь возможное, а не необходимое. Если мы откликаемся на обращенное к нам пророческое слово без особого энтузиазма или проявляем неверие, а также если своим образом жизни мы причиняем постоянные огорчения Святому Духу, то нам не следует ожидать исполнения того, что было предсказано в пророчестве. По крайней мере, данные нам обетования могут быть значительно изменены и сокращены, а возможно, они окажутся и совсем отменены, как в свое время это обнаружил царь Саул, и как это произошло с сынами Израилевыми, когда те странствовали по пустыне. Человек, к которому обращено пророчество, должен соответственно на это откликнуться и быть готовым всячески содействовать осуществлению.

Вот почему я считаю, что каждое подобное пророчество должно предъявляться на исследование зрелых, в духовном отношении, верующих. Если в пророчестве не упоминается об условиях его исполнения, и сам пророк не дает на этот счет никаких указаний, тогда руководители церкви должны исправить эту "недоработку".

Я много раз видел, как кто-либо из пророчествующих, сам еще в духовном смысле незрелый, завершал свое служение такой фразой: "Вам нет необходимости делать что-то самим; Бог Сам все для вас сделает!" Это совершенно небиблейский подход к делу. Все подобные пророчества подразумевают исполнение каких-либо условий, и Бог рассчитывает на соответствующий отклик с нашей стороны, касается ли это изменений в нашем образе жизни или чего-либо еще.

Отсутствие такого отклика может повлечь за собой отмену пророчества, как в этом убедились израильтяне во время своего путешествия из Египта в землю обетованную (Числа, гл.14). Все, пророчески изреченное Моисеем в Египте было аннулировано. Затем эти обетования были возобновлены лишь по отношению к двум израильтянам, которые положительно откликнулись на Божьи намерения. Речь идет об Иисусе Навине и Халеве.

Бог постоянно проверяет, каким образом мы реагируем на Его начинания - путем обучения, воспитательных мер и пророческого служения. Как сказал в 1980 году мой друг Грэм Перрикс: "Бог ищет возможности для "так как"". Слово "так как" может означать, что человек своим положительным откликом оправдал Божьи ожидания. Но оно может также и означать, что человек откликнулся на Божьи начинания отрицательно, что, в свою очередь, влечет негативное отношение к нему со стороны Господа. Буквально это слово означает: "учитывая" (твой отклик), "вследствие" (твоего отклика) и "поскольку" (ты откликнулся) - Я тоже выполню Свои обязательства - или не выполню, в зависимости от случая.

В Писании это слово или подобные ему употребляются всегда, когда надо показать, что какой-то человек или удостоился благословения, или потерпел урон - в зависимости от его поступков и желания (или нежелания) повиноваться Господу и Его слову.

Давайте посмотрим, в каком контексте подобное слово используется в Библии в первый раз (Бытие 3:17). Адам получил от Господа указание не есть плодов с дерева познания добра и зла (Бытие 2:16,17). Адам не послушался и, вследствие этого, был изгнан из сада Эдемского. Так как он прислушался не к словам Бога, а к словам своей жены, ему был вынесен запрет на дальнейшее пребывание в Эдеме. Все, что раньше доставалось так легко, теперь приходится добывать путем тяжелого, в поте лица, труда.

В случае с принесением в жертву Исаака слово "так как" опять оказалось в самом центре внимания (Бытие 22:16-18). Так как Авраам не пожалел для Бога своего сына, то все прежние пророчества стали теперь для него "да и аминь!" В этот момент, когда Бог поклялся Самим Собой, что все предсказанное действительно сбудется, пророчество стало реальностью. Да, в определенный момент такое обычно и происходит: что условное обетование становится безусловным фактом. Пророчество превращается из обетования в абсолютную - то есть не подлежащую каким-либо изменениям - реальность, так как "ты послушался гласа Моего".

Интересно, что много лет спустя, когда в земле, где жил Исаак, случился голод, Господь обратился к нему с теми же самыми словами, которые в свое время сказал Аврааму (Бытие 26:3-5). Эти слова исполнились на Исааке, так как его отец во всем повиновался Господу. На это следует особо обратить внимание. Некоторые пророчества могут предназначаться не только для нас самих, но и для членов нашей семьи. В нескольких полученных мною пророчествах говорилось о том, что в моей семье "пророческая линия" найдет продолжение в моих детях. Это заставило меня провести еще более тщательное исследование ряда пророчеств, посланных мне за последние годы. Своему другу я шутя сказал, что должно быть, я доживу до ста пятидесяти лет, дабы исполнились все полученные мною пророчества. Некоторые из этих пророчеств явно относятся к моему потомству и другим членам моей семьи. Я еще не пришел к каким-либо выводам, но все это чрезвычайно интересно.

Послание к Евреям 6:11-15, указывая на Авраама, побуждает верующих "не лениться, но подражать тем, которые верою и терпением наследуют обетования (данные в пророчестве)". Автор ссылается на Авраама, как на положительный образец в этом отношении.

Сегодня мы более, чем когда-либо нуждаемся в таких образах, дабы иметь достойные примеры того, как следует откликаться на Господни начинания.

Царь Саул был иным человеком. Ему не довелось увидеть исполнения данных ему пророческих обетовании из-за его собственного непослушания. Он оставил без внимания ряд указаний, данных ему Самуилом (1 Царств, гл.9 и 10). В результате такого неповиновения его царство было у него отнято (1 Царств 13:13,14). И вновь, в обвинительном приговоре Саулу фигурирует слово "так как".

Некоторое время спустя Саул во второй раз пренебрег, данными ему пророком, указаниями. Ему было приказано (1 Царств 15:3) пойти и истребить амаликитян, предав уничтожению все и вся, включая домашний скот. Невыполнение этого требования послужило еще одним основанием для отстранения его от царства, причем ему было сказано даже, что его непокорность и неповиновение в глазах Господа равны идолопоклонству и волшебству.

"За то, что (т. е. так как) ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем" (1 Царств 15:23).

А в Новом Завете мы находим ссылку на Давида, преемника Саула, как на человека, "который исполнит все хотения Мои" (Деяния 13:22). В Иудее одно время был царем Аса, во всем повиновавшийся Господу (2 Паралипоменон, гл.14). Когда на него двинулась вдвое превосходящая численностью миллионная эфиопская армия, он воззвал к Господу. Бог услышал его молитву, увидел его веру и поразил его врагов, даровав ему великую победу.

"...послушайте,... Аса и весь Иуда и Вениамин: Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найдет вами; если же оставите Его, Он оставит вас" (2 Паралипоменон 15:2).

Там шла речь и о многом другом, но именно эти слова были самыми важными.

Спустя несколько лет, Вааса, царь Израильский, замыслил пойти на Иудею войной. Вместо того, чтобы вновь обратится к Господу, как в прошлый раз, Аса послал золото и серебро сирийскому царю Венададу, чтобы тот вступил с ним в союз против Израиля. Венадад склонился на просьбу Асы и помог ему расстроить планы Ваасы. Однако Господь послал к Асе пророка Анания, и тот сказал ему следующее:

"...так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа, Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были ли Ефиопляне и Ливяне с силою большею...? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою. Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. Зато отныне будут у тебя войны" (2 Паралипоменон 16:7-9).

Царствование Асы могло быть отмечено продолжительным ром, теперь же его стали потрясать войны и кровопролития.

В Иеремии 25:1-9 мы видим, что Господь предопределил жителям Иудеи судьбу изгнанников. На протяжении 23 лет Иеремия обращался к своему народу с пророческими предостережениями, призывая их отвратиться от зла. Многие другие пророки также говорили об этом. Данное же пророчество заканчивается следующим образом:

"...за то, что (так как) вы не слушали слов Моих, вот, Я... возьму все племена северные... и пошлю к Навуходоносору..., рабу Моему, и приведу их на землю сию..." (Иеремия 25:8-12).

Мы видим, что, для того, чтобы пророчество исполнилось, нужно не только услышать его, но и повиноваться Господним указаниям. Исполнение пророчества зависит от нашего отклика.

Когда кто-то, пророчествуя, говорит, что нам ничего не нужно делать, что Бог Сам все для нас сделает, он оказывается лжепророком. Чаще всего такое происходит от незнания. Люди неправильно понимают, что подразумевает Писание, когда говорит:

"Не вам сражаться на сей раз... ибо это не ваша война, а Божия" (2 Паралипоменон 20:15-17).

В описываемом случае жителям Иудеи были даны чрезвычайно точные указания по поводу их дальнейших действий, и они должны были так же определенно на это откликнуться. Во-первых, им следовало не бояться. Во-вторых, выступить против врагов. В-третьих, занять указанные им позиции, и, в-четвертых, стойко на них держаться. В пророчестве не говорилось, что им не надо было ничего делать, наоборот - в нем давались точные указания, требовавшие от них послушания. Если Господь обращается к нам с пророчеством, нам всегда найдется, что делать.

Другой причиной, по которой люди часто впадают в эту ошибку, является то, что они не понимают разницы между условным и безусловным пророчеством.

Как мы уже видели, все пророчества, обращенные к отдельным личностям, являются условными, то есть нуждаются в соответствующем отклике со стороны того, кому они предназначены. Все подобные пророчества содержат в себе момент нравственного императива. Даже если в пророчестве не говорится о том, что мы должны быть людьми святыми, чистыми, праведными, не грешить, мы принимаем это как должное. Конечно же, мы должны быть именно такими, ведь вся Библия только и говорит об этом! Мы не нуждаемся в том, чтобы в пророчествах нам вновь и вновь об этом напоминалось, хотя иногда, в особых случаях, бывает полезно указать на какие-то праведные действия, которые могут от нас потребоваться.

Приведу пример. Как-то раз я пророчески предсказал одному церковному руководителю, что его главенство подвергнется суровому испытанию, как изнутри его общины, так и снаружи. Все это время он обязан будет смирять себя и хранить свой дух в чистоте. Я сказал ему, что отвечать обвинением на обвинение - это дело обвинителей. Он же должен уподобиться Иисусу, Который не отверзал уст против своих врагов, как агнец против стригущих Его. Лучше хранить молчание, и быть остриженным, чем открыть рот и превратиться в волка!

18 месяцев он провел в настоящем аду, испытывая обиды от самых разных людей, в том числе, от руководителей многих Местных церквей, которые во всеуслышание критиковали его труды, не позаботившись даже спросить на это разрешения. Кривотолки распространялись все шире, недоразумения росли, но он по-прежнему сохранял свой дух в неприкосновенной чистоте. На сегодняшний же день некоторые из его противников уже умерли, церкви их закрылись. А он в своей церкви был свидетелем невиданного роста, так что теперь его церковь является самой крупной в той местности.

Через пророчество ему были даны точные указания относительно его поведения. Во многих персональных пророчествах об этом не идет и речи - и это даже и не нужно! У нас есть Библия, в которой ясно указаны нормы праведности, которых нам следует придерживаться, и качества характера, которые мы должны в себе развивать. Таким образом, пророчество, обращенное к конкретному человеку, всегда является условным и относительным.

Но есть, в то же время, пророчества безусловные. Их исполнение зависит единственно от Самого Бога. Как правило, это те пророчества, в которых речь идет о Божьих намерениях относительно всего человечества. Есть некоторые области, на которые персональные пророчества не могут повлиять никоим образом. Прогресс народов, восстание и падение земных правителей - все это совершается в согласии с Божьими намерениями. С самого начала этих событий Он предвидел, каким будет конец.

"Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча пред Ним... Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли" (Исайя 40:22-23).

Иногда Господь открывает через Своих пророков Свои замыслы относительно разных народов, как это было, например, в случае с Даниилом, истолковавшим сон Навуходоносора (Даниил 2:26-45). Золотая голова истукана обозначала самого Навуходоносора, бывшего тогда правителем Вавилона. Серебряная грудь и руки были символом Мидо-Персидской империи, завоевавшей Вавилон в 539 г. до н. э. Чрево и бедра из меди представляли Греко-Македонское царство, которое под правлением Александра одержало верх над Мидо-Персидской державой где-то в 330 г. до н. э. Железные голени изображали Рим, завоевавший Грецию в 63 г. до н. э.

Ступни ног частью из глины, а частью из железа предвещали распад Римской империи на множество отдельных государств, одни из которых были сильнее, другие - слабее. Камень, оторвавшийся от горы, символизировал Царство Божье, которое сокрушит все остальные царства и будет стоять вечно.

Это пример пророчества безусловного, ибо его осуществление зависело всецело от могущества Божьего. Не имело никакого значения, что делали и чего не делали народы, упомянутые в этом пророчестве. Если Бог объявляет, что на смену одному правительству должно прийти другое, то этой обязательно произойдет. Никто и ничто не сможет этому воспрепятствовать.

Если мы обратимся к Книге Откровений, то обнаружим в ней тот же принцип. В ней также записаны безусловные пророчества, исполнение которых зависит всецело от Бога. Никто не сможет воспрепятствовать наступлению последних времен - и именно таким образом, как это было предсказано. В конечном итоге все враги Божьи будут уничтожены, населяющие землю народы предстанут перед Богом на суд. Агнец вступит в брак со Своей Невестой, и явится новое небо и новая земля.

Однако тут есть один нюанс, который ни в коем случае нельзя упускать из виду. Речь идет о том, каким образом люди могут откликнуться на безусловное пророчество. События редко бывают окрашены только в черный или только в белый цвет, особенно те, которые были пророчески предсказаны. Мы должны помнить, что милосердие и доброта Божьи поистине безграничны. Он одновременно и справедлив, и милосерд, и никогда не отвернется от тех, кто положительно отреагировал на Его слова.

Для подтверждения этого чаще всего указывают на Книгу Ионы. Господь объявил о скором конце Ассирии и послал Иону в Ниневию с вестью об этом. Ассирия была державой, погрязшей во всякого рода беззакониях. Кроме того, она являлась заклятым врагом Израиля. Ассирийцы были ужасными и безжалостными людьми по отношению к покоренным им народам, проявлявшими чудовищную жестокость. Неудивительно, что Иона предпочел выполнению данного ему поручения бегство в противоположном направлении! Однако, в конце концов, он все же исполнил возложенную на него миссию и, к его ужасу, жители Ниневии покаялись! Увидев это, Господь внес изменения в Свои планы и отложил исполнение пророчества на другoe время.

Итак, исполнение пророчества оказалось отсрочено. Иона был в отчаянии: он желал, чтобы ассирийцы получили возмездие за свои беззакония, а к ним проявили милосердие. Но покаянные чувства того поколения ассирийцев не передались последующим поколениям, и постепенно они вновь сползли в бездну греха и разврата. Спустя сто лет пророк Наум вновь объявил о близящемся уничтожении Ассирии. Ассирийская держава была сокрушена и больше так и Не смогла оправиться и восстать в прежнем величии. Ниневия была полностью разрушена вавилонянами в 612 г. до н. э., причем разрушение это было настолько капитальным, что ее руины не могли отыскать вплоть до 1845 года (почти 2500 лет!)

Исполнение условного пророчества всегда зависит от реакции человека или людей, к которым оно обращено. Для нас в таких случаях всегда найдется дело. Исполнение же безусловного пророчества зависит только от Бога и от Его намерений, и Ему невозможно воспрепятствовать. Иногда это исполнение может быть отсрочено на какое-то время, но отменено оно быть не может. Такое пророчество непременно исполнится, ибо уста Господа изрекли это!