на главную
prophetic.rhema.ru-христианский сайт о пророческом помазании
на главную


Глава 13. Как обращаться с ложными пророчествами?

из книги "Как развивать свое пророческое дарование"
Грэм Кук

Нет ничего неестественного в том, что люди совершают ошибки и оступаются. Человеку, работающему над развитием в себе какого-либо дарования, необходимо создавать такие условия, в которых он будет чувствовать за собой право на ошибку. Если же мы будем с самого начала требовать от человека совершенства и зрелого владения своим даром, то мы только помешаем его правильному развитию.

Человеком будет двигать не вера, побуждающая его идти вперед, а страх, удерживающий его на прежнем месте. Вместо того, чтобы поддержать в человеке необходимое мужество, мы только запугаем его. И в результате вместо того, чтобы воспитать из него зрелого христианина, мы загоним его дарование в узкие рамки, определяемые мерой нашего неодобрения его неопытности, и нежелания обходиться с ним в духе любви и доброжелательности.

Человек, находящийся в процессе роста, может причинить нам немало забот и страданий, но дело того стоит. Мы должны культивировать у наших верующих понимание того, что каждый человек представляет собой большую ценность.

Я, например, до сих пор вспоминаю, какие чувства нахлынули на меня много лет назад, когда я впервые выступал с пророчеством. Меня охватили разом благоговейный трепет, страх, тревога, неуверенность, сомнение. Я был убежден в том, что все делаю совершенно не так, как надо. Я впадал в оцепенение, когда мне случалось неверно выговорить какое-то слово. Мне казалось, что все надо мной смеются и обсуждают мои ошибки. Помню я и о том, какая огромная гордость переполняла меня, когда я немного попривык к публичным пророческим выступлениям. Я думаю, каждый из пророчествующих, оглядываясь назад, может припомнить, что и он тоже испытывал подобные ощущения страха и неуверенности на начальном этапе своего служения. Я помню как я отчаянно нуждался тогда в чужом одобрении, поддержке и помощи.

У человека должно быть право совершать ошибки и промахи. Очень важно, чтобы руководители каждой церкви создавали в своей общине благоприятные условия для пророческого служения (см. подробнее об этом главу 14).

Введя в своей церкви устав для пророчествующих, включающий все основные правила относительно пророческого служения (см. главу 14), и назначив кого-то надзирать за его соблюдением, мы можем позволить себе немного расслабиться. Этот устав преподаст людям сведения о том, как правильно обращаться с пророчествами по откровению и какие требования должны при этом соблюдаться. Эти сведения можно использовать в различных церковных образовательных программах и при подготовке верующих к служению. Каждый член церкви должен обладать этими знаниями. Тогда мы будем в состоянии определить, совершил кто-либо случайную ошибку, исправление которой нужно проводить в духе любви и доброжелательности, или же имеет место сознательное нарушение устава, и в таком случае может потребоваться применение дисциплинарных мер.

Нам нужно научиться справляться со своими и чужими неудачами и извлекать из них полезные уроки для обучающихся. Видя, что человек ошибается, не прерывайте его на полуслове и не запрещайте ему пророчествовать. Трудитесь вместе с ним над преодолением возникающих трудностей. При этом следует проявлять максимум кротости, смирения и сострадания, и в то же время быть твердыми, внимательными и хорошо организованными. Роль руководителей церквей в таких обстоятельствах состоит в том, чтобы уравновесить заботу об интересах отдельной личности с безопасностью всего стада. Мы не мирские работодатели, чтобы увольнять людей за допущенные ими ошибки! И нам не следует унижать человека или его служение из-за того, что какие-то его действия создают напряжение и проблемы. Любой человек стоит того, чтобы за него бороться, и мы всегда должны стремиться к победе.

Когда умножается грех, тогда преизобилует Божья благодать. С таких же богоугодных позиций мы должны подходить к чужим ошибкам и неудачам, изливая на людей обилие сердечной любви и доброты. Люди более всего нуждаются в нашей помощи именно тогда, когда они ошибаются. Не так-то просто научиться владеть любым духовным дарованием. Пока человек не достигнет в этом деле определенной зрелости, он постоянно мучается сомнениями и неуверенностью. Почти всему приходится учиться на собственном опыте и оплачивать эти знания дорогой ценой. Обычно прежде чем человеку удается добиться каких-то успехов, он учится больше тому, как чего-то не следует делать. Мы должны с уважением и благодарностью смотреть на любого, кто подвергает себя такому риску. Ведь каждый раз, когда такой человек приступает к демонстрации своих умений, он в самом буквальном смысле вызывает на себя огонь, как если бы на нем была нарисована мишень с подписью "пли!" Сатана подвергает его бесконечным нападкам. Но верующие должны сосредоточивать свои взоры на вести об искуплении, а не на возможных неприятностях.

Когда мне доводится совершить ошибку, я нуждаюсь в близости своих братьев гораздо больше, чем когда мне все удается. Успех вызывает чужое одобрение, а неудача должна привлекать чужую поддержку и сочувствие. Иной образ действий не угоден Богу, ибо тогда мы поступаем не по-христиански, а по-мирски.

Как отличить лжепророчество от неполноценного пророчества?

Лжепророчество умышленно вводит людей в заблуждение и отдаляет их от Господа. Зачастую подобные пророчества являются плодами воображения самих пророков (Иеремия 23:16-18). Такие пророки пророчествуют "обманы своего сердца" (Иеремия 23:26). Ложь и обман обуславливаются самим образом жизни того или иного человека, произрастая из отсутствия подлинной ответственности и подотчетности. К таким людям надо относиться с осторожностью. Берегитесь принимать у себя пророков, не имеющих прочных связей с какой-либо поместной церковью.

Ложное пророчество является порождением собственного духа пророка, который на самом деле ничего не видел и просто выдумал все о чем он говорит (Иезекииль 13:1-3). Такой пророк пророчествует от своего собственного человеческого духа, имея в виду какие-то корыстные цели. Сегодня, как и в библейские времена, встречаются люди, пророчествующие за деньги (Михей 3:11). Апостол Петр предупреждал верующих Новозаветной Церкви, что лжепророки:

"...из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами" (2 Петра 2:1-3).

Лжепророк умышленно говорит то, что от него хотят услышать. Лжепророк обычно стремится подчинить людей своему влиянию и служит не Господу, а самому себе. Лжепророчества могут использоваться для установления контроля над людьми, для привязывания верующих к церквам и для объединения церквей в сообщества. Лжепророк при этом обычно имеет в виду приобретение личной выгоды.

Никогда не следует отметать лжепророчество, как нечто незначительное и маловажное. Сатана легко может воспользоваться столь удобным случаем, поэтому к лжепророчеству надо относиться, как к настоящему проклятию, ибо оно предоставляет возможность для проникновения в церковь всякого рода злых влияний - как человеческих, так и бесовских. Лжепророков необходимо выявлять и поступать с ними по закону. Церковь должна сузить до минимума простор для их действий.

Неполноценные же пророчества чаще всего порождаются неопытностью и практическими недочетами, своевременно не выявленными и неисправленными. В результате слово Божье смешивается с человеческими мнениями и суждениями, и преподносится в искаженном виде. Грэм Перринс, мой друг и замечательный учитель Библии по вопросам пророческого служения, однажды сказал, что большинство высказываемых в наши дни пророчеств - это всего лишь "пустые слова, исходящие из пустых голов".

В самом начале подъема харизматического движения люди зачастую восставали против уже сложившихся в разных церквах обычаев и традиций. На какое-то время положение действительно изменилось. Люди наслаждались появившейся возможностью жить под постоянным и непосредственным водительством Святого Духа. При этом, разумеется, не обошлось без перегибов.

Так, некоторые верующие стали избегать встреч с руководителями своих церквей, предпочитая находиться всецело под водительством Духа. Другие получали удовольствие от собраний, на которых царило почти полное бездействие, так как все ожидали, что Господь сам должен указать, что надо делать. Время от времени действительно происходило нечто заменательное, ощущалось, что на собрании почиет благодать Божья. Но по большей части случалось так, что инициативой на собрании завладевали те, у кого был самый громкий голос, или те, кто умели лучше других говорить. Планирование и заблаговременная подготовка встречали неодобрение. На них смотрели как на проявления бездуховности или недостаточной веры. Все отрицательные стороны подобной практики в особенности сказались на пророческом служении. Пророческое служение обросло массой неверных представлений и недоразумений, которые продолжают существовать вокруг него и поныне.

Во-первых, был выдвинут тезис об обязательной спонтанности любого пророческого выступления. Всякая подготовка признавалась излишней. Действовали по принципу: "Раскрой уста, и Бог даст тебе, что сказать". В доказательство подобных ошибочных взглядов на пророческое служение приводили множество цитат из Библии. Матфея 10:19-20, Марка 13:11; Луки 12:11-12 и 21:12-15; Исход 4:12 и 2 Петра 1:21 - все эти места из Писания постоянно цитировались на конференциях по вопросам пророческого служения, где мне доводилось выступать.

Однако, если мы даже бегло просмотрим хотя бы два из перечисленных отрывков, мы увидим, что в них идет речь не о пророческих выступлениях, а о проповеди Благой Вести. Из контекста ясно следует, что христиане будут за проповедь Евангелия привлекаться к ответу сильными мира сего, которые будут требовать от них объяснения их свидетельства.

"Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый" (Марка 13:11).

"Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое. Будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать; ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам" (Луки 21:12-15).

Здесь Иисус наставляет Своих учеников по поводу того, как им надо будет держать себя, когда их привлекут к ответу за проповедь Евангелия. Во-первых, не заботьтесь; во-вторых, не обдумывайте заранее свои ответы; в-третьих, пользуйтесь подобными случаями, чтобы дать людям свидетельство своей веры. О пророческом служении здесь не идет и речи. Пример осуществления на деле всех этих советов мы видим в 4 главе Деяний, когда Петр и Иоанн предстали перед лицом Анны, Каиафы и другими иерусалимскими начальниками и старейшинами. Нет никаких сомнений в том, что подобные сцены разыгрывались в тысячах других случаев после того.

В том отрывке из Ветхого Завета, на который обычно ссылаются сторонники описанных выше взглядов, речь идет о Моисее, которому Господь дал поручение отправиться в Египет и потребовать от фараона: "Отпусти народ Мой". Моисей попытался отказаться от этого поручения, так как был косноязычен и боялся, что у него ничего не получится. Тогда Бог сказал ему:

"Итак пойди; и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить" (Исход 4:12).

И вновь здесь нет ни малейшего намека на пророческое служение. Моисей должен был передать самому могущественному земному властелину веление Всемогущего Бога. В таких обстоятельствах мы все бы стали тревожиться и нервничать. Однако Моисей считал себя настолько непригодным для такого поручения, что даже не верил в Божью помощь. Тогда Господь послал ему в помощники Аарона.

Очень любят также цитировать и следующий отрывок из послания апостола Петра:

"Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Петра 1:21).

И вновь мы должны исследовать контекст, в котором стоят эти слова. Здесь в Библии говорится о пророчествах, записанных в ней самой, а не о даре пророчества или спонтанных пророческих выступлениях. Писание не обязано своим появлением человеческому творчеству и вдохновению. Разумеется, Бог в какой-то мере использовал таланты каждого писателя Библии, его образовательный и культурный багаж. Тем не менее, Библия есть Боговдохновенное Писание, составленное под непосредственным Божьим руководством (2 Тимофея 3:16).

Пытаясь использовать перечисленные места Писания для подтверждения идеи, будто пророческие выступления должны быть спонтанными, заранее не подготовленными, мы просто вырываем их из контекста. В результате, мы можем совершить нечто, полностью противоречащее Библии.

Я не хочу сказать, что все пророческие выступления должны быть тщательно подготовлены и хорошо отрепетированы. Но я уверен: для того, чтобы успешно исполнять пророческое служение, мы должны обладать основательными познаниями в Писании и правильно представлять себе характер Бога и суть Его путей. Без такого прочного основания мы будем слишком уязвимыми и легко сможем сбиться с верного пути.

Я считаю, что каждое пророческое выступление являет собой смесь, составленную Святым Духом из нашего личного опытного знания Бога, нашего понимания Писания, наших молитв и подготовки, и спонтанного побуждения говорить. Я считаю, что все эти предпосылки необходимы для успешного пророческого выступления, и что нам ни в коем случае нельзя полагаться лишь на свое настроение в какой-то момент времени.

Некоторые пророческие выступления обязательно должны быть заранее подготовлены и отрепетированы. Это касается тех случаев, когда полученное нами пророчество имеет исключительную важность и значение. Но порой мы получаем от Господа только "скелет" пророчества, состоящий из ключевых слов или фраз, который облекается плотью непосредственно в момент нашего выступления. Еще бывают случаи, когда Господь посылает нам какие-то отдельные впечатления, и мы должны сами сложить их в завершенную картину, проявляя при этом максимум мудрости и осторожности. Разумеется, за годы, проведенные мною в служении, я сотни раз выступал с пророчествами без предварительной подготовки. Но дело в том, что вся моя жизнь посвящена молитве, благочестивым размышлениям, изучению Писания и общению с Господом.

Заниматься пророческим служением, не имея такого надежного основания, - это значит выдавать неполноценные пророчества, искажающие чистый смысл Божьих слов и могущие ввести людей в заблуждение.

Другое неверное представление основывается на том, что наши физические ощущения служат показателями присутствия Святого Духа. У человека начинает изо всех сил колотиться сердце, волосы на затылке встают дыбом, ладони покрываются потом и его охватывает такое чувство, словно вот-вот должно что-то произойти. Здесь допустимы несколько объяснений.

Во-первых, это может быть просто игра нервов. Многие верующие приходят в сильное нервное возбуждение при одной мысли о том, что Бог может пожелать использовать их в каком-то деле, хотя они и сами не представляют, в каком именно! Ведь Бог может не обязательно пожелать, чтобы мы выступили с пророчеством, а например, чтобы мы произнесли молитву или прочли что-то из Писания.

Во-вторых, все это может означать, что Святой Дух намеревается обратиться к нам лично. То, что мы услышим, может предназначаться только для нас, а отнюдь не для всех. Во избежание возможных ошибок и неверного понимания мы должны обязательно делиться всеми полученными откровениями с духовно зрелыми членами церкви.

В-третьих, все эти физические ощущения могут использоваться Святым Духом для привлечения нашего внимания. Много раз мне, при таких обстоятельствах, не доводилось говорить вообще, так как Святой Дух давал мне понять, что хочет мне что-то сообщить, а я должен только внимательно слушать. Это может означать, что, прежде чем нам будет дозволено выступить с вновь полученным пророчеством, мы должны пройти период подготовки, поста и молитв.

Подобное ожидание может продлиться 24 часа, но может и намного дольше, - в зависимости от намерений Святого Духа. Одно пророчество я носил в себе более двух лет, постоянно молясь все это время о том, чтобы появился нужный мне человек. Порой полученное нами пророчество бывает таково, что нам необходимо потратить какое-то время на подготовку и молитвы, чтобы оно обрело в конце концов более зрелый вид. Для этого нам могут понадобиться особые Божьи указания.

Много раз мне приходилось видеть, как люди, не разобравшись в чем дело, начинали пророчествовать и оказывались в тупике. Произнеся несколько слов, они вдруг обнаруживали, что им больше нечего сказать, и, чтобы скрыть свою ошибку, вынуждены были прибегать к велеречивому, но Пустому разглагольствованию.

Что делать, если лжепророчество было высказано во время собрания?

На наших собраниях мы должны постараться найти золотую середину между необходимостью поощрять проявления у верующих дара и необходимостью оберегать стадо от возможных опасностей, с этим связанных.

Подавляющее большинство церквей вынуждено в таких обстоятельствах выбирать: либо предпочесть исправление ложных ситуаций в связи с пророческим служением, либо принимать меры для их предотвращения. Во многих церквах склоняются на сторону исправления уже совершенных ошибок, исходя при этом из убеждения, что все верующие имеют право голоса и никого не следует лишать такой возможности, но не думая о возможных последствиях пророческих выступлений в церкви при отсутствии должного надзора.

Любой вид служения для поддержания удовлетворительного равновесия требует одновременно четкого определения пределов своей компетенции и некоторых необходимых ограничений. Одно без другого приведет лишь к заблуждению по кругу и возникновению всяческих проблем. Приведу лишь несколько вариантов поведения для руководителей церквей при получении ложного пророчества.

Во-первых, можно не привлекать внимания присутствующих к случившемуся непосредственно в момент происшествия. Самым лучшим выходом иногда бывает просто продолжить собрание, воздерживаясь от каких-либо замечаний на этот счет. Ситуацию в таком случае можно будет разрешить уже после собрания, а до тех пор ничего не предпринимать. Пока же, непосредственно после чьего-то неудачного выступления, надо постараться как можно скорее рассеять у присутствующих впечатление от услышанного. Так, например, если у руководителей церкви имеется какое-то объявление или предложение, то их лучше будет огласить именно в такой момент, а затем уже продолжать собрание.

Во-вторых, если ситуация это позволяет, можно высказать какие-то замечания в адрес услышанного. При этом надо постараться не опровергать сказанное пророчествовавшим и не вступать с ним в публичную конфронтацию. Обращаясь к человеку, нужно вежливо сказать ему: "Спасибо за ваше выступление. Мы высоко ценим, когда люди делятся с нами своими мыслями". Не называя сказанное человеком пророчеством и не поддерживая его слов, мы просто заполняем пробел между его выступлением и дальнейшим ходом собрания.

Разумеется, наша реакция будет зависеть от содержания сказанного и от того, каким образом все это было преподнесено. Постарайтесь, чтобы в вашем голосе не прозвучало раздражение. Сохраняйте спокойный, сдержанный и мягкий тон. "Я полагаю, что наш брат (или сестра) говорил (говорила) сейчас по побуждению своего собственного духа. Давайте теперь перейдем к..."

Но иногда человек может столь решительно ринуться в атаку, что нам не остается ничего другого, как только объявить ему публичное порицание. Мы собираемся всегда для определенной цели, поэтому не желательно, чтобы подобные случаи оказывались в центре внимания присутствующих. В наши намерения должно входить нейтрализовать отрицательный эффект от сказанного, предостеречь выступавшего, избежать беспорядков в общине и создать благоприятную атмосферу для продолжения собрания.

И вновь позвольте мне подчеркнуть: все это нужно делать без излишнего раздражения. Нет никакой необходимости еще более ухудшать положение и провоцировать конфликт. Поскольку кроткий ответ отвращает гнев (Притчи 15:1), то и порицание, высказанное спокойным тоном, без раздражения, способно смягчить потенциально взрывоопасную ситуацию. В подобных случаях нам не следует доказывать свою власть, но действовать подобно любящему отцу. Если это необходимо, то мы можем дать краткое обоснованное объяснение своих действий.

Существует три причины, на основании которых мы можем вынести человеку публичное порицание за неполноценное пророчество:

(а) Если человек выступил с директивным или коррективным пророчеством, мы должны довести до его сознания следующее: "Пророчества подобного типа не предназначены для оглашения во время публичных мероприятий. Все директивные и коррективные пророчества следует предъявлять на рассмотрение руководителей церкви, дабы они могли должным образом их взвесить и оценить. Я предлагаю совместно помолиться, и пусть Господь поступает, как Ему угодно". На произнесение этих слов уйдет около 15 секунд, а затем мы можем продолжить собрание. Кроме того, нам, вероятно, придется время от времени проверять точность соблюдения устава пророческого служения и после такого случая.

(б) Если в пророчестве были высказаны порицания или осуждения в чей-то адрес, мы должны отреагировать на это так: "Я не могу засвидетельствовать истинность этих слов. То, что мы слышали, не было голосом Божьим: Давайте теперь сосредоточим свои взоры на Господе Иисусе. Нежелательно, чтобы какие-либо помехи отрицательно сказывались на нашем поклонении Богу (или на работе Святого Духа).

Затем мы можем предложить верующим спеть песню, помолиться или заняться иной подобной деятельностью.

(в) Если под видом пророчества человек высказал свое собственное мнение по какому-то вопросу или выразил собственное отрицательное отношение к чему-то или кому-то, томы можем отреагировать на это так: "Брат (или сестра), ясчитаю, что вы изложили сейчас перед нами свое собственное мнение. В вас говорит ваше разочарование. Собраниене место для подобных речей. Я буду рад побеседовать с вами как-нибудь попозже. А теперь давайте..."

И я вновь подчеркиваю: держитесь спокойно, кротко, доброжелательно, говорите мягко, с улыбкой, и постарайтесь, чтобы ваш ответ занял всего несколько секунд. Снимите напряженность ситуации, вынесите человеку порицание в возможно более мягком тоне и затем повысьте голос, чтобы переключить внимание людей на что-то другое. Не называйте сказанное пророчеством, назовите его выступлением, например, дабы не унизить истинное пророческое служение.

Руководители других церквей предпочитают действовать по-другому, принимая меры для предотвращения подобных случаев. Они активно оберегают безопасность своего стада, весьма неодобрительно смотрят на любые пророческие выступления и создают в своих церквах такие условия, что подобные выступления становятся почти что невозможными. Я часто обнаруживал, что такое отношение основано у них на недоверии к людям. Эти церковные руководители прилагают огромные усилия для того, чтобы оградить свою паству от любых пророчеств. Вообразите себе такую ситуацию. Вы считаете, что у вас есть от Господа пророческое слово. Чтобы огласить его перед собравшимися, вы должны пройти к сцене, где установлена звукоусилительная аппаратура.

Итак, вы начинаете продвигаться к микрофону. По дороге вы сталкиваетесь с человеком, весьма похожим на полицейского. Этот человек охраняет микрофон от поползновений каждого, кому вздумается что-то сказать! Теперь вам предстоит убедить его, что у вас действительно есть слово от Господа. Это практически невозможно выразить в нескольких коротких фразах. И вот, на виду у всех сидящих в зале, а также у тех, кто находится на сцене, вы пытаетесь подобрать наиболее убедительные слова, чтобы преодолеть сопротивление этого человека. Но стражу микрофона требуется всего лишь какая-то пара минут, чтобы определить, слышали вы на самом деле голос Божий или нет. И, к вашему величайшему ужасу, он отвечает вам: "Нет!" И вам приходится понуро возвращаться на свое место, чувствуя себя в полнейшем смущении и не поднимая глаз от пола. Бить во все колокола? Но скольким из нас довелось услышать вразумительное объяснение тому, что им не дали высказаться? Бывает, однако, что в таких условиях трудности в общении испытывают обе стороны, ибо музыка зачастую гремит так, что уши не выдерживают, а собравшиеся воздают Богу поклонение и хвалу самым шумным образом (за исключением, конечно, тех из них, кто как раз за нами наблюдает). Зачастую же страж микрофона бывает нужен потому, что верующие в церкви совершенно неосведомлены в вопросах пророческого служения. В общине руководством не создана для этого соответствующая атмосфера, и люди даже не знают о том, что только духовно зрелые и в достаточной мере владеющие своим даром верующие имеют право выступать с публичными пророчествами.

Если мы желаем, чтобы наши верующие приобретали навыки публичных пророческих выступлений, то мы, по крайней мере, можем попросить людей, имеющих опыт в пророческом служении, располагаться где-нибудь в дальнем конце зала для оказания помощи начинающим. Если же мы ставим стража, дабы отбивать у людей охоту добраться до микрофона, то наши верующие никогда ничему не научатся. Ни в коем случае нельзя создавать такие условия, чтобы люди чувствовали себя униженными и несправедливо обиженными!

Расположившись в дальнем конце зала, где обычно бывает более тихо и спокойно, зрелые христиане, имеющие опыт в пророческом служении, будут иметь возможность внимательно выслушивать обращающихся к ним за советом и общаться с Господом. Если такой человек увидит, что с каким-то словом лучше не выступать, он спокойно, в доброжелательном тоне сможет объяснить причину этого решения. Верующего, обратившегося к нему за советом, он должен поблагодарить и благословить, чтобы тот не чувствовал себя в неловком положении. И при этом за происходящим никто не будет наблюдать. Если же опытный пророк решит, что выступление должно состояться, он может лично препроводить начинающего на сцену, что послужит для присутствующих знаком одобрения и создаст соответствующий настрой для восприятия пророчества.

Необходимость конструктивной критики

Поддержание обратной связи с пророчествующим - крайне важное умение, которое должны развивать у себя все руководители церквей, хотя некоторые могут преуспеть в нем более других. Если в наши цели входит обучать и подготавливать людей для служения и предоставлять им возможности для развития практических навыков в своем деле, значит, мы должны признавать необходимость конструктивно-критического подхода к происходящему у нас на глазах.

Для людей совершенно естественно и нормально оценивать события, деловые сделки, спортивные мероприятия, фильмы, поданную в ресторане еду, свои и чужие дружеские связи и жизненные опыты, и еще многое-многое другое. Каждый из нас в течение своей жизни неоднократно подвергался оценке со стороны других людей, причем иногда мы даже совершенно не подозревали, что нас кто-то оценивает, а иногда высказанное кем-то мнение причиняло нам боль и обиду. Вообще нам очень редко доставляют удовольствие чужие суждения в наш адрес. Причины тому бывают разные: недостаток компетенции в том или ином вопросе человека, высказывающего в наш адрес замечания; наша собственная оборонительная позиция или просто даже то обстоятельство, что предмет, который мы изучаем в данный момент, слишком сложен, и мы поэтому допускаем много ошибок. Никто не рождается с готовыми способностями анализировать и оценивать чужие действия. Этому умению надо учиться. К сожалению, в церкви этому умению людей не учат, хотя оно является неотъемлемой частью процесса подготовки к служению и обучению.

Оценивая верующих, работающих над развитием своих пророческих дарований, мы прежде всего должны анализировать их склад ума, их отношение к своему делу. Для того, чтобы выступать в роли глашатая Божьих намерений, необходимо иметь смиренный дух, желание служить, хотя для самого пророческого выступления нужна смелость, а изрекать пророчество следует с силой и властью. И тем не менее в основе должен лежать дух сердечной кротости и смирения. Пророку Моисею часто приходилось проявлять во время своих выступлений огромное мужество, и в то же время он был кротчайшим на земле человеком. Кротость не есть слабость, кротость - это сила, находящаяся под контролем. То, каким образом человек ведет себя до, во время и после пророческого выступления, должно быть предметом наших наблюдений и критических замечаний.

Можно выступить с замечательным пророчеством, но провести свое выступление в совершенно неверном тоне и тем самым свести на нет собственные слова, ибо люди не примут нашего отношения к делу.

Второе, на что мы должны обращать внимание, это манера преподнесения пророчеств. Это чрезвычайно важный вопрос. Не изъясняется ли человек чересчур напыщенно? Не звучат ли в его речах повелительные ноты? Не слишком ли он растягивает свои выступления? Не говорит ли он слишком быстро? Ощущает ли человек неловкость во время выступления, или он уверен в себе? Четко ли он выговаривает слова и в правильном ли значении их употребляет? Следует ли пророческое выступление в одном русле с общим ходом собрания или явно нарушает этот ход? В отношении последнего вопроса может быть верно либо одно, либо другое. Мне доводилось присутствовать на собраниях, унылый и однообразный ход которых оказывался удачно нарушен пророческим выступлением.

Проявляет ли человек творческий подход к преподнесению своих пророчеств? Порой для этого бывает уместно использовать музыку, элементы драматического действия или даже какой-то реквизит - дабы изобразить содержание Божьего слова посредством символов.

Наша оценка манеры преподнесения пророчеств и, возможно, какие-то высказанные нами на этот счет советы или указания, помогут человеку уделять больше внимания некоторым важным моментам своих выступлений.

В-третьих, было ли данное пророчество надлежащим образом исследовано? Некоторые пророчества должны прежде пройти тщательную проверку со стороны церковного руководства. Относится ли данное пророчество к такой категории? Для участия в процессе исследования полученного пророчества руководителям церкви полезно было бы приглашать кого-нибудь, обладающего солидным пророческим опытом. Изредка на такие заседания можно допускать и человека, через посредство которого было получено это пророчество: это положительно скажется на его росте и развитии.

В-четвертых, каким бы неполноценным не казалось преподнесение пророчества, всегда старайтесь, чтобы ваша оценка звучала по возможности в положительном тоне. Мы должны говорить человек правду, но в тоже время проявлять к нему милосердие и снисходительность. При этом никогда не забывайте поблагодарить пророчествовавшего за его выступление, а также подать ему кое-какие необходимые советы на будущее. Иногда можно обрисовать перед человеком в общих чертах некоторые границы для использования его дарования в ближайшем будущем.

Человек пророчествует по мере данной ему веры (Римлянам 12:6). Исходя из своего опыта, мы можем указать, когда кто-то в своем выступлении превысил данную ему меру или, наоборот, не использовал все свои возможности. Порой бывает необходимо наложить на употребление пророчествующим своего дара определенные ограничения, чтобы побудить его уделить внимание совершенствованию своего характера. А иногда человеку бывает лучше задержаться на каком-то уровне, чтобы развить в себе побольше уверенности и приобрести необходимый опыт.

И, наконец, нам следует заручиться помощью пророчествующего в нашем контроле за его деятельностью. Мы можем попросить его высказать свои предложения по поводу того, как нам надлежит действовать в дальнейшем. Эти предложения могут не иметь никакой ценности, но будет полезен сам процесс подобного общения с пророчествующим.

Наблюдая и оценивая в течение какого-то времени деятельность каждого пророчествующего, мы сможем определить их сильные и слабые стороны. В процессе обучения все эти стороны должны быть соответствующим образом проработаны. И когда люди привыкнут поддерживать со своим руководством дружескую и полезную для их развития обратную связь, этим процессом станет управлять намного легче.

Как справляться с разочарованием и личными негативными мнениями пророчествующих?

Когда окружающие поддерживают с тем или иным человеком добрые, дружеские отношения, это всегда положительно влияет на его развитие. Очень часто человек впадает в разочарование из-за того, что ощущает себя никому не нужным и никем не любимым. Я прекрасно понимаю, что некоторых людей трудно бывает любить. Но кто-то должен их хотя бы выслушать! Если человек чувствует себя отвергнутым, это будет соответственно отражаться на его речах. Дружеское отношение поможет ослабить то напряжение, которое ощущает вокруг себя такой человек.

Если человек подвержен разочарованию, он, скорее всего, видит и слышит происходящее с ним правильно, но истолковывает все это совершенно неверно, руководствуясь - пусть даже и в малой степени - своими собственными чувствами и ощущениями. И все это может наложить свой нежелательный отпечаток на его пророческую деятельность.

Порой бывает, что пророчествующие, не достигшие зрелости в своем даровании, начинают метать копья в других людей. Такие люди легко воспламеняются и бросаются в атаку. Остерегайтесь признаков склонности контролировать людей, манипулировать их сознанием и поведением, как в самих пророчествующих, так и в тех, кто их окружает. В церквах могут образовываться всяческие группировки, и мы не должны забывать о той опасности, которую несут в себе подобные худые сообщества. Разумеется, это относится ко всем верующим, а не только к тем из них, кто обладает даром пророчества. Но на поверку бывает намного опаснее, когда во что-то подобное оказываются вовлечены именно пророчествующие.

К человеку, впавшему в разочарование или выдающему в качестве пророчеств свои собственные мнения и суждения, нужно относиться с любовью и терпением. Может потребоваться и применение каких-то воспитательных мер. Постарайтесь найти ключ, с помощью которого удастся добиться успешного разрешения. Но это уже дело Святого Духа, Его служение, ибо, даже если мы и найдем нужный ключ к сердцу человека, это еще не будет гарантией того, что он позволит нам этот ключ использовать. Или же мы просто не сумеем употребить этот ключ должным образом, и только ухудшим ситуацию.

Разочарование может быть также признаком того, что человек так беспокоится о церкви, что это доводит его до отчаяния. Ему может казаться, что наша работа продвигается слишком медленно или, что мы упускаем все время что-то очень важное. Разумеется, он может быть и прав. Вот почему, занимаясь оценкой чьей-либо личности или деятельности, мы со своей стороны должны проявлять абсолютную честность. Да, мы всегда и во всем должны быть верными истине.

Будьте честными, разбираясь с трудными ситуациями

"Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Галатам 6:1).

Исправление, кротость, наблюдение за другими, и за самим собой, - это составляющие являющиеся неотъемлемыми элементами восстановительного процесса.

В Евангелии от Матфея 18:15 говорится о том, как надлежит поступать с согрешившим братом. Никогда не оставляйте человека, свернувшего с верного пути, - это не по-христиански. Выходите на поиски заблудшей овцы, чтобы иметь возможность порадоваться ее возвращению домой (Матфея 18:13).

Будьте честным, стремясь обратить другого человека на верный путь, признавайте собственные промахи и ошибки, если таковые были вами допущены.

И позвольте мне подчеркнуть еще раз, что мы сможем свести до минимума процент появления лжепророчеств, если предоставим всем верующим возможность приобрести необходимые познания о пророческом даре. Ибо дар пророчества - это слишком важный дар, чтобы позволить ему быть в пренебрежении у большинства членов церкви.

Мы должны созидать такие церкви, где бы высоко ценились практическое знание Бога, духовные дарования и жизнь в Святом Духе. Во время своих пророческих конференций я постоянно удивляюсь тому, сколь мало на них присутствует членов тех церквей, помещения которых мы используем для проведения этих конференций. Но еще больше я удивляюсь тому равнодушию, которое проявляет к упомянутым мероприятиям руководство этих церквей.

Поэтому на моих конференциях обычно собираются люди, имеющие уже неплохие теоретические и практические познания и опыт в области пророческого служения, а руководители церквей на них появляются крайне редко. И ведь существует множество церквей, в которых дела с пророческим служением обстоят крайне неудовлетворительно именно по причине некомпетентности в данном вопросе руководителей этих церквей. Многие из верующих этих церквей проходят обучение в Школах пророческого служения, в то время как их руководители от такой возможности уклоняются. И вот эти верующие обращаются к своим церковным руководителям, желая им помочь, и получают от них выговор за свою гордыню!

Невежество, проистекающее из того, что человек не имеет возможности приобрести какие-то знания, понятно и простительно. Но когда у человека есть возможность получить знания, но он ею не желает пользоваться, то его невежество уже непростительно.

Мы должны ревновать о духовных дарах, и особенно о том, чтобы пророчествовать (1 Коринфянам 14:1). Но мы не достигнем этой цели, если не будем стремиться приобрести этот дар и знания о том, как им пользоваться. Единственным ответом на неверное употребление пророческого дара должно быть не изъятие его из обращения, а правильное его использование. Эту истину должны наконец понять во всех наших церквах.